Заседание началось с выступлений экспертов, каждый из которых представил свою версию причины гибели сайгаков.
По результатам исследования НИИ проблем биологической безопасности Минобразования Казахстана, причиной падежа мелко рогатого скота в частных хозяйствах в ряде областей стала анаэробная инфекционная энтеротоксимия.
"Связи причин гибели между сайгаками и сельскохозяйственными животными нет", - утверждает глава института Амангельды Сансызбай.
Эксперт Франкфуртовского зоологического общества (Германия) Штеффен Цутер обследовал почву, воду и растения по пути миграции сайгаков.
"Ничего особенного мы не нашли. Состояние растительности такое же, как и в прошлых годах. Ядовитые растения мы нашли, но они ограничены по распространению. Можно сказать, что они не могут быть причиной такой массовой гибели, потому что их очень мало", - пояснил эксперт.
В высококачественных лабораториях Германии и Великобритании готовятся исследования по токсикологии и вирусам, взятым на пробу из почвы и растений.
Профессор ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, доктор биологических наук Мурат Нурушев, выслушав итоги исследования зарубежного эксперта, посетовал на отсутствие связи между падежом сайгаков с данными метеослужбы тех мест, где наблюдается гибель.
Нурушев утверждает, что причиной стала именно погода. Он привел в пример данные 1984 года, когда также наблюдался падеж сайги (пало 500 тысяч сайгаков): тогда за одну неделю выпало три месячных нормы осадка. «В этом году выпало четыре месячных нормы осадков за одну неделю. Это изменение климата, переохлаждение организма», - считает профессор ЕНУ.
Специалист в области ветеринарии, кандидат наук, доцент Адилкасым Жакипбаев считает версию пастереллеза неуместной.
Ветврач провел сравнительный анализ двух случаев массовой гибели сайгаков, привел пять ключевых аргументов и даже выявил закономерность.
В основном, по его мнению, исходя из второго случая (первый в 1984 году, второй в 2015 году-V) , погибают самки во второй и третьей декаде мая.
"У павших животных не свертывается кровь во всех случаях. Она темная, как при сибирской язве, но это не она. У больных сайгаков отмечается обильное слюнотечение, расстройство желудочно-кишечного тракта, диарея, которая чередуется с запором. В 2015 добавилась еще одна особенность, которой раньше не было - паралич, парезы задних конечностей. Во всех случаях наблюдается одна и та же картина: наблюдается не пастереллез, а тейлериоз", - привел он сходство и различия падежа животных 1984 и 2015 годах.
Каждая озвученная версия вызывала возмущение среди экспертов. Ученые то и дело перекрикивали друг друга, пытаясь доказать правильность своей теории.
Шквал критики в адрес Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности, вызвала просьба руководства института выделить из госказны еще по 500 млн тенге на 3 года для изучения данного вопроса.
"Вы же сейчас опять просите деньги - еще по 500 млн тенге на 3 года, чтобы продолжить эту работу, абсолютно бесполезную", - раскритиковал доцент в области ветеринарии Адилкасым Жакипбаев.
Эксперт изначально утверждал и до сих пор придерживается мнения, что причиной гибели животных стал параличный клещевой синдром, осложненный вторичной инфекцией и тейлериоз.
Президент экологического общества "Табигат" Мэлс Елеусизов считает, что "создается впечатление будто масштаб трагедии недооценивается".
"Нарушена иммунная система. Где у нас иммунологи в комиссии? Нет. Я поражен, мне неприятно даже слышать: ученые и эксперты самые разные еще даже не встречались друг с другом. Был дан перечень научных исследований. Конечно, хорошо это получить, но таких средств нет. В условиях кризиса сейчас такие деньги не выделят. Идеи более правильные, остальное надо исследовать. Сейчас правильно говорится на счет гнездования: там нужно посмотреть клещей. Можно же уничтожить, чтобы их не было. Провести санобработку самолетом, вертолетом", - обратился эколог Елеусизов к членам рабочей группы.
Выслушав спорящих друг с другом экспертов, вице-министр Нысанбаев остался недовольным.
"Абике (Амангелды Сансызбай, гендиректор Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности МОН Казахстана- V), у меня сейчас складывается такое впечатление, что вы до заседания вообще не встречаетесь? Я что вас каждый раз должен сталкивать лбами?", - заметил вице-министр.
Научно-исследовательский институт по проблемам биологической безопасности, по словам Нысанбаева, был назначен головным в исследовании и должен был курировать работу остальных научных центров, ученых, экспертов.
Непонятной осталась цель собрания и сказанного на нем для депутатов мажилиса, которые присутствовали на заседании рабочей группы.
"Хочу сказать, что вполне логичным решением любого совещания был бы ответ на два вопроса - кто виноват и что делать? Но сегодня, поприсутствовав на данном совещании, к сожалению, мы не услышали от представителей науки резюме данной проблемы - в чем заключается суть такой массовой гибели сайгаков? В рамках этого совещания результата мы не услышали", - посетовал мажилисмен Танирберген Бердонгар.
Подводя итоги заседания вице-министр сельского хозяйства предложил создать отдельную рабочую группу в министерстве образования.
"Дело в том, что эта рабочая группа исчерпала себя. Мы переходим на чисто рутинный рабочий процесс. Здесь министерство образования должно создать у себя рабочую группу и фактически все вопросы решать у себя", - заключил он.
Фото http://tetatet-club.ru/