Ведущая итоговой программы на «Хабаре» Ольга Цой, появившись на экране, почти сразу серьезно заявила, что «смена главы казахстанского финрегулятора сказалась на курсе национальной валюты». Многообещающее начало в итоге не вылилось даже в маломальский анализ фигуры этого самого главы. Вместо этого корреспонденты канала подробно припомнили заслуги всех предыдущих руководителей Национального банка.
Не сообщив зрителям ни единой детали о прошлом профессиональном опыте Данияра Акишева, журналисты канала в прямом смысле возложили на новоиспеченного председателя Нацбанка все надежды на светлое будущее. Говоря о его будущих заслугах, словосочетание «доверие к национальной валюте» прозвучало четырежды: один раз из уст Касым-Жомарта Токаева и трижды от самих телевизионщиков.
Не верится, что проблема в скудном словарном запасе корреспондентов национального телеканала, которым не пришло в голову заменить это словосочетание другими уместными синонимами. Думается, что телеканал уже активно работает над формированием позитивного имиджа нового руководителя главного финансового регулятора страны. А Ольге Цой, ведущей «Жеті күн», думается, что «новый руководитель Национального банка огрехи в денежно-кредитной политике исправит и доверие к валюте - и финрегулятору, в целом – вернет». Аминь.
Ярослав Красиенко в «Портрете недели» на КТК не стал делать вид, что обладает тайным знанием и честно признался, что преемник Кайрата Келимбетова – «темная лошадка». Корреспонденты одной из самых рейтинговых программ на отечественном телевидении тоже не стали заморачиваться над деталями биографии Данияра Акишева, а вместо этого просто описали, что видели. «Тоже молодой, с горящими вроде бы глазами, в стильных очках, придающих ему вид типичного гарвардского мальчика», - именно таким увидели журналисты КТК Акишева.
Они же сообщили, что Акишев с журналистской братией общаться отказался, заявив, что даст все комментарии «чуть-чуть попозже». Впрочем, корреспондентам канала это, в общем-то, не так уж и нужно было, чтобы сделать выводы: «Лучше всякого комментария о новом председателе Нацбанка рассказали изменения курса: после его назначения доллар уверенно пополз вверх, а потом и вовсе рванул к невиданным доселе вершинам». А потом все-таки подумали и решили добавить: «Но казахстанцы еще не поняли, винить ли в этом малоизвестного широкой публике интеллигента, или Кайрат Келимбетов просто очень вовремя ушел...».
Молодость и малоизвестность главного интеллигента Национального банка отметила и Аймира Шаукентаева в «Аналитике» Первого канала «Евразия». При этом она поспешила подчеркнуть, что Акишев практически моментально «включился в работу», что даже повлекло за собой изменение поведения финансового регулятора – в качестве доказательства был приведен кейс с приостановкой валютных интервенций.
Корреспонденты «Аналитики» не побрезговали рутинной работой и сообщили, что «новый глава Нацбанка начинал сразу с ведущего экономиста Центрально-Азиатской фондовой биржи, проработал в кабинетах главного финансового регулятора страны 18 лет, семь их них – заместителем председателя». В особую заслугу Акишеву поставили то, что тот смог сохранить свое кресло заместителя при трех «разнополярных» руководителях.
Кроме этого, журналисты обратились за комментарием к политологическому сообществу. Эксперт Эдуард Полетаев кратко охарактеризовал Акишева как представителя «управленческой элиты новой волны, так называемых «сорокалетних» и «профессионального технократа». Благо, корреспондентам канала не пришло в голову сочинять частушки про 39-летнего управленца. За неимением ничего нового в итоговую программу вновь включили частушки про Келимбетова двухнедельной давности.
К экспертам в области экономики (что более логично с точки зрения характера назначения) поспешили журналисты «Информбюро» на 31 канале. Бывший советник председателя Национального банка Олжас Худайбергенов откровенно рассказал, что Акишев в свое время был сторонником резкой девальвации. «Если же он сохранит свои взгляды, тогда тенге ускорит ослабление, а его имиджевые потери будут еще сильнее, чем у Келимбетова, не говоря уже об окончательном провале политики Нацбанка. Если же он откажется от прежних взглядов, а ослабление будет плавным, тогда шанс на восстановление доверия есть», - констатировал экономист.
В общем и целом же, журналисты «Информбюро» тоже не стали петь дифирамбы новому председателю Национального банка. Более того, они не постеснялись назвать Акишева «фигурой относительно невесомой среди политической бизнес-элиты». Тем не менее, жизнеутверждающий синхрон главы государства не заставил себя ждать. «Я уверен, что образование, жизненный опыт Акишева поможет справиться с этой работой», - уверенно сказал Назарбаев, имея в виду стремительно снижающийся объем кредитования казахстанской экономики. Но журналисты не были бы собой если бы не добавили язвительное: «После назначения Данияр Акишев так спешил приступить к своим новым обязанностям, что даже не ответил на вопросы журналистов».
Итак, в сухом остатке мы имеем весьма размытый образ Данияра Акишева. Сквозь телевизионную призму он выглядит как человек, призванный спасти Национальный банк от окончательной потери доверия, носящий очки так, будто отучился в самом Гарварде, сумевший усидеть на своем месте в Нацбанке, несмотря на регулярно сменяющихся начальников, и тайно оправдывающий быстрое падение национальной валюты. Ну и не стоит, вероятно, говорить, что пока Акишев не предстанет перед журналистами во всей своей красе, чтобы ответить на злободневные вопросы, подобные телевизионные спекуляции не только не прекратятся, но и приумножатся...