Азиза: Современное общество оценивается по-разному. Не вдаваясь в философские, религиозные и индустриальные/постиндустриальные теории, можно конечно долго рассуждать о развитии общества. Можно подходить с разных точек зрения, копаться в разных учениях, исследовать так называемый феномен «информационного общества» или жизнедеятельность человека, сложившуюся под воздействием передовых технологий.
Но только один тот факт, что скорость передачи информации возросла в разы и сейчас составляет буквально секунды в виде щелчка клавиши на компьютере или мобильном телефоне, уже меняет полностью информационное пространство вокруг человека и, соответственно, меняет формат жизни как отдельного человека, так и сообщества людей.
Мы живем в эпоху «космических скоростей», в эпоху информационного «передоза», в эпоху гиперактивного потребления новых медиа и информации. И именно этот феномен породил понятие «клипового мышления» или «клипового сознания».
Если обратиться к терминологии, «клиповое мышление» означает то, что человек при восприятии информации использует не логические понятия, а ситуации, картинки и эмоции. Перенасыщенность информации в жизни современного человека привела к тому, что человека перестает интересовать суть ситуации, ее смыслы, глубина текстов, профессиональная обработка, а интересует только «выгодность» информации лично для него, как получателя информации.
«Клиповое сознание» отличает поверхностность восприятия информации, большой охват, но меньшая глубина восприятия. Скорость и обновляемость информационных потоков привели к тому, что современный человек усваивает и пропускает через себя громадные объемы информации, но способность её понимания реально уменьшилась.
Гульнара: На мой взгляд, клиповое мышление – это логичное следствие усилившейся глобализации, влияния моды, массовой культуры с ее внедряемыми шаблонами.
Продвижение в масс-медиа праздного образа жизни, с его идеями релакса, глянца и гламура определяют современный стиль мышления.
Известно, что большая часть молодежи, совершенно не читают литературу, ни современную, ни классическую.
Это происходит именно от того, что скорость всех процессов современной жизни в городах увеличилась, и объемы быстро потребляемой информации возросли, времени в больших городах на личное пространство совершенно не остается, так как большую часть времени горожане отдают работе, а значит стрессам. Оставшаяся часть времени остается на антистресс. Антистресс может быть как жизнеутверждающий, так и негативный. Поэтому сейчас наблюдается глобальный дефицит тишины. Тишины в большом смысле. А для чтения и понимания нужна тишина.
Азиза: Конкуренция в больших городах, ответственность, битва «за успех», за «красивую картинку жизни» - все это привносит в жизнь современников значительный стресс. Капитализм с его идеями успеха прочно засел в головах иногда не готовых к таким нагрузкам молодых людей.
Для того, чтобы развиваться и конкурировать необходимы: спокойная нервная система, налаженный быт, полная уверенность в завтрашнем дне, навыки и компетенции. Но далеко не все могут похвастаться такими исходными данными.
Гульнара: И, естественно, не каждый способен правильно организовать собственную жизнь, грамотно расставив в ней акценты.
Между тем, именно потенциал определяет твое будущее. Потенциал – это знания и навыки. Знания получаются в состоянии покоя и тишины. Которые сейчас в дефиците. Получается – замкнутый круг.
Азиза: Формами клипового сознания и поведения является стадное поведение, мода, как частный случай стадности; поп-культура, рекламная манера изложения ощущений, чувств и мыслей, умственная и духовная бедность.
Я как то писала на своей страничке в Facebook пост о том, что впервые в 2015 году по количеству просмотров на Youtube после канала Дисней, в ТОП-3 лидирует видеоблог геймера, простого шведского парня. Вы представляете, всей библиотеке Диснея, составил конкуренцию парень с одним компьютером и веб-камерой.
Словосочетание «клиповое сознание» появилось сравнительно недавно, но, как явление, оно существует давно. Люди клипового сознания могут много читать, много время проводить в Интернете, много общаться. Но они это делают, главным образом, не для того, чтобы глубже разобраться в окружающих событиях и явлениях, а для того, чтобы быть в курсе. «Быть в курсе» - это типично клиповая установка. Характерной для него является и некритичность восприятия.
Гульнара: Конечно, отмеченные факторы вместе с рекламируемой ленью и праздностью оказывают заметное влияние на мышление и поведение взрослых и молодёжи. Но являются ли они определяющими?
Праздность, погоня за успехом, материальный достаток как единственная цель жизни – все это формирует личность потребительскую, ориентированную на получение информации, которая несет в себе личную выгоду.
Так, недавно, один знакомый попросил посоветовать книгу, услышав мои рекомендации, он улыбнулся, сказав, а зачем мне биографии великих личностей, лучше я приобрету книжку с названием «Как заработать миллион!».
Азиза: В его ответе содержится квинтэссенция сегодняшнего дня в разрезе. Зачем информация, которая не принесет конкретные выгоды? Клиповое мышление в реальном выражении.
Хочется ответить: не все в этой жизни должно иметь материальную выгоду.
Гульнара: Быть личностью. Полноценной и духовной развитой куда важнее. Хотя бы для того, чтобы отличаться.