Дело жизни Игоря Роминского началось с коллекционирования книг еще в раннем детстве. «У нас дома всегда была большая библиотека. В 90-е у меня возникли сложности с работой, тогда меня спасло мое увлечение книгами. Хобби переросло в работу», - рассказывает он.
Роминского перебивает пожилой мужчина, который принес в лавку стопку книг. «Моя месячная норма, - улыбается старик, - мне трех достаточно». Немного поторговавшись с букинистом, мужчина оставляет ему 800 тенге и обещает заглянуть в марте.
По словам продавца подержанных книг, пожилые люди – это основной контингент его магазина, хотя, отмечает он, сейчас в магазине большой популярностью пользуется специальная литература. Он объясняет это тем, что в нынешних учебниках, энциклопедиях и словарях подача информации отличается от той, которая была раньше.
«Покупателей, конечно, не так много. Бывали времена получше. Сейчас время другое, не могу сказать, что люди перестали читать, просто подача информации изменилась. Молодежь находит книги в интернете, есть всевозможные электронные книги. Книги на бумажных носителях теряют ценность», - отмечает букинист.
Несмотря на это, Роминский продолжает пополнять книжные полки магазина «новыми-старыми» книгами. Он ищет их на книжных развалах и блошиных рынках. Говорит, что по-другому не может. Он верит, что книги – это «духовная пища», которой так не хватает современному Алматы.
«Иногда горожане приносят мне книги, говорят, что они им не нужны, хотят избавиться или они им мешают. Среди них находятся очень интересные экземпляры. Антиквариатом я не занимаюсь, но иногда даже он мне попадается. К примеру, научные вестники времен Екатерины», - говорит букинист.
По его словам, книги, выставленные в магазине – это всего лишь часть его личной библиотеки. Оказалось, дома он хранит самые ценные экземпляры своей коллекции, и ценность их далеко не в стоимости, а «в эмоциях, которые они дарят». Магазин Роминского работает каждый день с 10 утра до 7 вечера. Здесь есть книги на любой вкус, стоимость - от 200 тенге и выше.
«Книги не должны быть дорогими в материальном плане, они должны быть дорогими лишь эмоционально», - резюмирует он.
На зеленом базаре Алматы находится сразу несколько книжных магазинов. Два из них – исключительно букинистические. В одном из них нас встречает женщина средних лет, говорит, что не умеет душевно говорить о книгах и предлагает пройти в магазин ее коллеги, который находится по соседству.
В небольшом помещении, соседствующем с овощными лавками, посетителей встречает мужчина средних лет. Продавец подержанных книг, внимательно выслушав тему статьи, начинает смеяться.
«Вы хотите написать о букинистах города? Вряд ли у вас получится. Скорее всего, ваша статья получится о «вымирающем виде» торговли, согласитесь, не самая удачная тема для статьи, ну а если вы серьезно, то это похвально», - говорит букинист. В этот момент в магазин заходит пожилая женщина, она не успевает задать вопрос, как уже слышит ответ: «Нет, ваших книг еще нет».
«За Рубиной пришла, ее книг давно не было», - отмечает мужчина. По его словам, всех своих клиентов за 7 лет работы букинистом он выучил в лицо. Зачастую к нему в магазин приходят коренные алматинцы – «сердце городской культуры». По этой причине и место торговли (зеленый базар) не менялось уже на протяжении десятка лет. Букинист уверен, что зеленый базар – одно из немногих мест в городе, где еще можно почувствовать дух старой Алма-Аты.
Ни историю магазинчика, ни свое имя букинист раскрывать не хочет.
«Если говорить современным языком, то этот букинист вроде семейного бизнеса, а хотя можно ли назвать это бизнесом? – улыбаясь, он показывает пальцем на горстку мелочи, которая лежит у него на столе, - у нас книги продаются по 200-300 тенге, о бизнесе говорить даже смешно. Я начал этим заниматься, отказавшись от довольно хорошей работы, поверьте мне, просто здесь я чувствую себя уютно, мне нравится то, чем я занимаюсь. Здесь еще можно услышать красивую речь, поговорить с интеллигентами о культуре, искусстве, духовности. Если вы хотите оказаться в старой Алма-Ате, то добро пожаловать».
В наш разговор вмешивается пожилой мужчина, который держит в руках матерчатую сетку-авоську.
«Фантастика-то новая когда будет? От «дудиков» что-то я совсем устал», - спрашивает он. «Дудики» – это детективы, поясняет букинист. Как оказалось, один из самых популярных жанров среди покупателей подержанных книг. Помимо «легкого чтива», сюда приходят и в поисках редкой классики, правда, по словам букиниста, он не верит, что эти книги будут использованы по назначению.
«Сейчас какая-то мода пошла, тенденция, покупать старые книги, использовать их в интерьере квартиры или кафе, попросту говоря, держать их на полках в качестве аксессуаров», - отмечает букинист. Стоило нам заговорить о классике и в магазине раздается звонкий голос женщины, умоляющей найти «Войну и мир» Толстого.
«В школе ребенка заставляют все 4 тома иметь, вот бегаю, ищу, где подешевле есть. Все равно читать не будет, зачем новые книжки покупать. Сейчас в книжных магазинах цены так подскочили, ну что поделаешь, все дорожает», - говорит женщина. Полное собрание эпопеи ей удается купить за 1000 тенге.
В лавке удается найти и роман «Три товарища» Ремарка, отпечатанного в 1958 году, сразу после перевода с немецкого языка на русский. Книга обошлась всего в 250 тенге.
«Кстати, вот он плюс букинистов, у нас цены никогда не меняются. Духовная пища – вообще бесценна», - резюмирует букинист, напоминая слова своего коллеги Игоря Роминского.
При выходе из магазина мы сталкиваемся со старушкой, которая принесла букинисту потрепанные любовные романы. «Продай, пожалуйста. В любовь я уже не верю, пусть молодежь читает, им любовь нужнее…»
«Главное, чтобы читала», - резюмирует букинист.