О пятидневной форме обучения в Казахстане всерьез заговорили год назад, когда на брифинге в СЦК директор департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий министерства образования и науки Жаныл Жонтаева заявила, что ведомством ведется работа по сокращению предметов для первоклассников. В результате, с 1 сентября 2016 года в первых классах общеобразовательных школ республики действительно вводится пятидневная учебная неделя. Казалось бы, родителям и школьникам стоит порадоваться, однако министерство поспешило сообщить, какой ценой ему дался этот шаг: «Начало летних каникул сместится на более поздний срок, в среднем на 2 недели, чтобы не пострадали ни объемы, ни качество образовательного процесса». Теперь первоклассники будут ходить в школу вплоть до 1 июня.
На минувшей неделе президент, выступая перед депутатами парламента, заявил, что Казахстану не стоит отставать от общемировых трендов и активнее внедрять практику пятидневного обучения. «Некоторые предметы можно было бы объединить, некоторые, может быть, убрать», - подчеркнул он. Министр образования и науки в этот же день сообщил СМИ, что поручение главы государства будет полностью исполнено в течение 3-4 лет. Вот, например, в 2017 году на пятидневную учебную неделю вслед за первоклассниками перейдут ученики вторых, пятых, седьмых и девятых классов.
«Почему переход на 5-ти дневную неделю только через 4 года??? Пожалуйста!!! Введите с сентября!!!», - возмущается в соцсетях мать двоих детей, руководитель фонда «Добровольное общество Милосердие» Аружан Саин. Она уверена, что два дня отдыха на неделе способны открыть у детей «второе дыхание», школьники получат больше возможностей для внешкольного образования. Vласть не берется судить о рациональности самого предложения, но предлагает читателям понять, как станут учиться школьники, если перейти на пятидневную форму обучения в ускоренном формате, уже с 1 сентября 2016 года.
В расписании у рядового казахстанского второклассника, обучающемся на русском языке в общеобразовательной школе, сейчас 11 предметов. Максимальный объем недельной учебной нагрузки у него составляет 24 часа (считай, урока). Если распределить часы не на шесть, а на пять дней в неделю, получится, что в среднем у нашего второклассника будет по 5 уроков в день, а один раз в неделю - 4 урока. Ребенок будет свободен уже в первом часу дня. Министерство рекомендует тратить ему не больше 1,5 часов на домашние задания, поэтому есть шанс, что уже после обеда школьник сможет заняться любыми внешкольными занятиями, которые принесут ему удовольствие.
В 3-4 классах школьники в Казахстане учатся по 29 часов в неделю. Им при экстренном переходе на пятидневку придется привыкнуть к тому, что количество уроков в день увеличится до шести (только один день в неделю их будет пять). Уходить домой они будут около часа дня. Очевидно, что для учеников начальной школы переход к пятидневной форме обучения может пройти наиболее гладко. Чтобы не каждый день загружать детей шестью уроками, министерство образования, как и в случае с первоклассниками, вероятнее всего, пойдет на незначительное увеличение продолжительности учебного года. В результате, могут сбыться самые светлые надежды казахстанских учителей - успеваемость малышей повысится, мотивация возрастет, а времени на внеклассное развитие будет предостаточно.
Сложнее ситуация обстоит со школьниками среднего звена. В качестве примера рассмотрим учебное расписание шестиклассника и десятиклассника. У среднестатистического ученика шестого класса сейчас в расписании 16 предметов, а в неделю - 33 урока. Если это количество уроков разделить на пять дней, то получим три дня в неделю - 7 уроков, два дня - 6 уроков. Шестиклассники станут приходить домой, самое позднее, после двух часов. На выполнение домашнего задания им рекомендуется тратить не больше 2,5 часов. Таким образом, школьник при всех благоприятных условиях окончательно освободится к шести часам вечера, после чего может заняться любым интересным ему делом. Единственный минус такого расписания лишь в том, что наш шестиклассник имеет реальный шанс переутомиться и начать испытывать ненависть к математике. Этот предмет будет у него в расписании каждый день, а раз в неделю два урока математики буду стоять подряд.
С десятого класса школьники в Казахстане разделены по двум направлениям: у одних преобладает общественно-гуманитарный уклон, у других - естественно-математический. Количество предметов в расписании у них одинаковое - по 20, однако количество уроков в неделю разнится. У учащихся гуманитарного профиля в неделю 34 урока, у школьников, выбравших естественно-математическое направление - 36 часов. Выходит, при пятидневке у первых самый легкий день будет состоять из шести уроков (в остальные четыре дня у них по семь уроков), а вторые раз в неделю будут «наслаждаться» восемью уроками (обычно же у них по семь уроков).
Восемь уроков в день при том, что большая часть из них требует высокой концентрации и точности (например, алгебра, геометрия, физика, химия) - едва ли самый оптимальный выбор для десятиклассников. Восьмой урок будет заканчиваться около трех часов дня, а на уроки школьникам старшего звена рекомендуется тратить в пределах 3 часов. Вряд ли такое расписание даст хоть малейший повод для повышения успеваемости. Единственный выход, который напрашивается сам собой - это пресловутое увеличение продолжительности учебного года (больше чем на две недели, разумеется).
Ко всему сказанному нужно добавить, что кроме общеобразовательных школ (на которые распространяются все изложенные выше выводы) в Казахстане довольно много школ-лицеев и школ-гимназий. В первых с пятого класса для углубленного изучения материала по тем или иным предметам добавляется по 9 дополнительных часов в неделю, в школах-лицеях эти девять часов грозят всем ученикам, начиная с первого класса. Теперь не трудно представить, что будет с расписанием школьника-лицеиста или школьника-гимназиста, если министерство образования вдруг решит переводить все школы на пятидневку с нового учебного года.
Очевидно, что ведомству нужно в срочном порядке озаботится изменением содержания образования. Справедливости ради заметим, что министерство уже активно этим занимается, но не в целях перевода школ на пятидневную форму обучения, а для скорейшего перехода к трехъязычному образованию. Напомним, уже с 2018 года история Казахстана должна будет преподаваться на казахском языке, а естественно-научные дисциплины - на английском языке. Как повлияет осуществление двух параллельных реформ на образовательный процесс в целом и на жизнь отдельно взятого школьника в частности, остается только догадываться.