Субботнее утро в национальном музее Астаны выдалось насыщенным, с девяти утра сюда начали подъезжать машины представительского класса с чиновниками, депутатами, и авто попроще – с общественными деятелями и представителями аграрного сектора. Все они, 75 человек, собрались на первое заседание земельной комиссии, которую буквально на прошлой неделе поручил создать президент страны. Как таковой повестки дня не было – члены комиссии знакомились и высказывались по заявленной теме.
Само заседание началось со споров - президент общественного фонда «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Баталова высказала мнение, что, обсуждая земельные вопросы, члены комиссии должны принимать решения консенсусно, и не ставить вопросы на голосование.
«Мы не депутаты парламента, - заявила она. Нужно ставить так, чтобы решения были приняты только консенсусно. Если один или два человека против этого решения, то все-таки постараться рассмотреть вопрос таким образом, чтобы окончательно убедить этих людей. Потому что то меньшинство, которое не согласно с принятым решением – это те, кто завтра будут вызывать опасения казахстанцев. А комиссия создана после митинговых выступлений в ряде регионов. И если мы хотим стабильности и снятия социальной напряженности, решения данного вопроса, я предлагаю данный пункт изменить и поставить вопрос о консенсусном согласовании каждого решения».
Предложение восприняли бурно, одни с ней были согласны, другие считали его неверным и предлагали решать вопросы голосованием. Однако, после получаса споров, этот вопрос решили пока оставить открытым, и плавно перешли к обсуждению главного вопроса. Министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов напомнил историю вопроса: в 1990 году в кодексе КазССР земля сдавалась в аренду на 3 года, затем на 10 лет. Принятый в 1995 году закон давал срок аренды как иностранным гражданам так и казахстанцам на 99 лет.
«Эта норма действовала шесть лет. Но за это время ни один иностранный гражданин не изъявил желание взять землю в аренду на 99 лет», - подчеркнул он.
Затем, в 2011 году был поставлен запрет для совместных предприятий с участием иностранцев. «Теперь, если доля участия казахстанского соучредителя превышает 50%, то такое совместное предприятие сможет взять в аренду. Норма по аренде иностранцами на срок 25 лет родилась не вчера. Эта норма введена первого января 2015 года. То есть она действует уже полтора года. Но, несмотря на это, ни в министерство сельского хозяйства, ни в министерство национальной экономики не поступило ни единого документа от желающих взять в аренду», - также добавил Мырзахметов, отметив, что на сегодняшний день 243 тысячи гектаров земли, пригодных для возделывания, не используются.
Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев в свою очередь заявил, что шумом не поднять экономику. И что касается приватизации земли – это не ноу-хау, а мировая практика.
«В этом вопросе нечего торопиться, никто за нами не гонится. Мы должны давать приватизацию тем, кто хочет, они должны приватизировать, но мы должны соблюдать нормы приватизации», - считает он.
Общественный деятель, академик национальной академии наук Мырзатай Жолдасбеков считает, что земельная проблема стала просто поводом для протестов людей. На самом деле проблема гораздо глубже: люди знают, что земли не будут продаваться, и вопрос здесь в том, что самые хорошие участки заберут себе люди, близкие к власти.
«Они думают (в правительстве – V.), что народ не знает. Они (власть – V.) всегда хотят себе забрать очень много у народа, и это нехорошо…. Все это порождает протесты нашего народа, которые никогда не приводят к хорошему», - сказал он.
Вопросы коррупции поднял и президент фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан. По его словам, Казахстан пока не может сравнивать себя с демократическими странами, так как наша государственная система до сих пор «имеет коррупцию».
«За последние 3-4 недели народ ясно дал нам знать свое мнение – они против аренды и продажи земли иностранцам. Наша роль здесь – выполнить требование нашего народа», - считает он.
Тайжан уверен, что народ вышел на улицы, потому что не было другого выбора. И если бы люди не митинговали, не было бы комиссии и более широкого обсуждения земельного вопроса. Глава фонда также высказал мнение, что комиссия должна сделать так, чтобы правоохранительные органы не преследовали тех, кто выходил на митинги.
«Мы не должны их судить или принимать какие-то меры. Мы должны это остановить», - подчеркнул Тайжан.
Во время кризиса правительство пытается найти дополнительные источники дохода для пополнения бюджета, и это понятно, говорит президент образовательного учреждения Almaty Management University Асылбек Кожахметов. И от сдачи земли в аренду можно получить около 100 миллиардов тенге. Однако, если такой источник дохода вызвал большое напряжение в обществе, «нужно ли нам идти на такой источник финансирования бюджета?».
По его мнению, сегодня можно найти другие источники финансирования и они куда прозаичнее: «Допустим, многие страны поднимают вопрос, что деньги находятся на Панамских островах (в оффшорах, Панама не является островным государством – V.). Может быть, министерство национальной экономики предложило бы вернуть эти деньги с панамских островов в Казахстан, и эти деньги помогли бы экономике, вместо вопроса по земле? И, в первую очередь, возможно, (нужно – V.) начать с чиновников. Говорят, там деньги чиновников тоже есть. Такой вопрос улучшил бы доверие между населением и самим правительством», - подчеркнул Кожахметов.
О коррупции говорил и главный редактор журнала «Жалын» Мухтар Шаханов. Он вспомнил историю, когда на 3-5 тысяч тенге определенные граждане приватизировали места вблизи гор, и вскоре разбогатели еще больше.
«Я думаю здесь нечего скрывать, у большинства народа нехорошее состояние сейчас. И мы должны это учитывать с вами…. Если мы потеряем наши земли, мы потеряем все. Мы должны прекратить даже аренду земли. Если мы отдадим в аренду, есть готовые факты. Вот, Рахат Алиев сказал, что миллион гектар земли был продан. Если это не так, докажите это! Нам нужно проверять все эти данные, чтобы эти вопросы были решены. Если мы будем отдавать земли в аренду, то только казахстанцам…. Сейчас у нас очень трудная ситуация, и не думайте, что мы можем успокоить народ. Он очень злой, он знает очень много. Чтобы все это прекратить, нам нужно справедливое и честное решение», - заявил он.
А вот глава агрофирмы «Родина» Иван Сауэр придерживается мнения, что члены комиссии должны отказаться от «каких-либо угроз, от каких-либо акций, протестов и манипуляций» со стороны.
«Вы посмотрите, что происходит? Ведь те люди, кто непосредственно работает на земле, не высказываются! Почему каждый считает возможным и нужным говорить о земле, причем безапелляционно, быть экспертом. Причем говорить от имени всего народа? Надо действительно народ послушать. Не надо народ провоцировать….Патриотизм выражается не в том, кто громче кричит, не в том, кто больше людей соберет на какую-то тусовку, и будет манипулировать. Патриотизм заключается в том, кто что делает. И вот в течение работы комиссии у нас будет очень много возможностей разобраться, понять, где действительно мы должны что-то изменить, где действительно мы должны что-то поправить. Но сегодня мы должны договориться об одном - что мы готовы слушать друг друга», - уверен Сауэр.
Депутат сената Куаныш Айтаханов считает, что членам комиссии нельзя вдаваться в эмоции и делать популистские заявления. В первую очередь, земельные вопросы должны быть обсуждены с народом. Он долго говорил про большое количество бесхозных земель и в итоге, выступил за продажу земли, но только казахстанцам. Сенатор считает, что когда человек приватизирует участок, у него появляется желание ухаживать за своими владениями и возделывать земли, а то время как арендованные стоят бесхозными на протяжении многих лет. Кроме того, можно гражданам предложить альтернативу в виде аренды. Но это для тех, у кого сегодня нет средств выкупить, но кто хочет работать.
«Мы должны определить размер продаваемой земли на человека, и в каждой области он должен быть свой. А те, кто не может купить, могут взят её а аренду на 49 лет. И когда у него будет положение, он сможет купить в рассрочку на 10 лет. Но в будущем земли не должны продаваться, потому что недра закончатся, а земля у нас – вечная ценность», - заявил он.
Что касается прихода иностранцев, особенно из европейских стран то, по мнению Айтаханова, богатые инвесторы должны брать казахстанские земли в аренду, но это должно быть 1-2 специалиста, на которых будут работать местные.
За то, чтобы иностранцы приходили в Казахстан и брали земли в аренду высказался председатель объединения юридических лиц «Союз картофелеводов Казахстана» Кайрат Бисетаев. Он привел личный опыт: «Мы сейчас от союза картофелеводов активно ищем инвестора, который придет сюда не работать на земле, мы сами можем работать, нам нужна переработка. Нам страшно не хватает переработки. Вся сельхозпродукция, которая производится, она только тогда имеет смысл, когда имеет возможность быть реализованной. Стыдно кормить только свою страну. Мы обязаны кормить Россию, Китай, Иран и всю Среднюю Азию. Нам нужна переработка. Не было её и никто в этом не виноват».
Именно поэтому, по его словам, необходимо приглашать в Казахстан иностранцев, которые «умеют это делать, имеют технологии и деньги». Все это означает, что срок аренды земли для иностранцев, по его мнению, нужно увеличивать. «Почему мы должны не давать ему эту возможность? Отпугивая его, мы сами себя делаем ущербными», - считает аграрий.
По мнению депутата мажилиса Бекболата Тлеухана, было бы странно, если бы со стороны людей не было бы никакой реакции по вопросу земли. Другой вопрос, что многие поверили дезинформации о её продаже и тому, что придут китайцы и все загубят.
«Если такое сообщение (было – V.), конечно, (люди – V.) должны подниматься. А это плохая работа правительства, они не вели разъяснительную работу. Нужно было объяснять конкретно», - подчеркнул он.
Сегодня, по его словам, главное, донести до людей правду, потому что в противном случае, «люди могут пойти по неверному пути, и мы можем лишиться государственности».
«Мы этого должны бояться», - уверен мажилисмен.
По итогам первого заседания выступили 63 человека. Принято решение создать рабочие группы по четырем блокам: правовой, экономический, юридический, разъяснительный. Уже со следующего заседания, а они будут проводиться еженедельно по субботам в течение, как минимум, месяца, работа будет вестись точечно.
«В следующий раз у нас будет предметный разговор. Мы будем обсуждать тему продажи земли гражданам Казахстана. Где-то после пяти-шести заседаний, на которых будут отработаны основные блоки, мы будем ездить по регионам, и будем обсуждать это в рамках общественных советов, которые созданы при акиматах», - заявил после заседания журналистам председатель комиссии, первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев.
При этом он подчеркнул, что члены комиссии достигли главной цели: сегодня от имени народа высказались все, кто хотел, и все сомнения в ходе разговора «развеялись».