Новый председатель комиссии, вице-премьер - министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов, открывая заседание, отметил: «В настоящее время вопросы, касающиеся земельной реформы, можно разделить на две категории. Первая – с политической составляющей, то есть, передача земли в аренду и продажа сельхозземель казахстанцам. В этой связи всем ясно, что необходимо объехать все регионы и собрать конструктивные предложения от населения, чтобы прийти к единому мнению в решении данного вопроса. Второе – проблемы текущего характера, у которых уже есть конкретные пути решения. К этому можно отнести такие вопросы, как утверждение предельных размеров земель сельхозназначения, общественный контроль при определении границ земельных участков, предназначенных для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и т.д. Сегодня мы вносим на обсуждение такие конкретные предложения».
Конкретику представил вице-министр сельского хозяйства - руководитель штаба Комиссии по земельной реформе Ерлан Нысанбаев. Он провел параллели с действующим законодательством, и озвучил предложения по их совершенствованию. Так, сегодня не установлены предельные размеры земель, которые могут быть предоставлены одному лицу. Предоставление земель в аренду проходит по средствам конкурса на общих основаниях, при этом «не охвачены вопросы открытости и гласности, поэтому у населения есть недоверие в данном вопросе». «Предлагаем предусмотреть проведение расширенного мониторинга, сохраняя предоставление земель сельхозназначения в аренду на 49 лет. Это использование земель в соответствии с их целевым назначением, сохранять плодородность почвы и не допускать ее загрязнения, проведение мероприятия по охране земель, не нарушать права землепользователей, обеспечить эффективность использования земель в соответствии с предлагаемыми нормами. Мониторинг будет проводиться каждый год, первые 5 лет, а в последующие периоды – через 3, 5 и 7 лет», - озвучил предложение Нысанбаев.
В Земельный кодекс штаб предлагает внести поправку, регламентирующую порядок предоставления земель сельхозназначения в аренду. «Они будут предоставляться только на конкурсной основе и центральный уполномоченный орган будет утверждать правила и порядок организации и проведения этого конкурса. В целях открытости и гласности в состав земельных комиссий по распределению земель будут включены представители общественных советов и объединений НПП», - объяснил вице-министр.
Предложено также утвердить новую форму типового договора об аренде сельхозземель. В нем, по словам Нысанбаева, будут «уточнены условия эффективного использования земель, будут установлены права и обязанности землепользователей, усилены требования по сохранению плодородного слоя почвы, проведению агротехнических мероприятий, использование экологически чистых производственных технологий, привлечение новых технологий и инвестиций».
Развернувшаяся дальше дискуссия пошла одновременно в нескольких направлениях. Собственно, по предложениям, озвученным вице-министром, говорилось мало, члены комиссии акцентировали внимание на том, что в эти предложения не вошло.
Политолог Айдос Сарым напомнил, что планировалось составить график выездов комиссии в регионы, однако его до сих пор нет. «Заседания (выездные) проводятся в отдаленных местах, труднодоступных для населения. На мой взгляд, было бы правильно заранее утвердить, сказать, где будут проводиться заседания и также как и когда нужно выезжать в регионы. Если мы будем выезжать таким составом, то мы можем не успеть. Мы готовы сами выезжать», - отметил он.
Предложил Сарым определить и человека, «ответственного за информационную часть» в комиссии. Поскольку постоянно «появляется информация, что в различных местах, что 10 тыс. га было продано, передано китайцам», и людям необходимо объяснять, «что соответствует действительности, а что - нет». «Потому как мы все вместе будем нести за это ответственность. Все эти факты касаются и нас, т.к. население высказывает нам свое мнение, «куда смотрят члены комиссии», - уточнил он последствия.
Аскар Мырзахметов в ответ напомнил, что было решено выезжать в регионы раз в две недели. Отсутствие графика, по его мнению, даже неплохо, а заседания комиссии проводятся исключительно гласно и открыто. «Все 75 членов комиссии обзваниваются и информируются о выезде. И местное население мы информируем. Место проведения, кстати, в Кызылординской области, мы тоже согласовывали. Мы могли провести в районном центре, но решили, что комиссии будет интересно и важно ознакомиться с работой фермерских хозяйств. Райцентры принимали участие посредством селекторной связи», - напомнил он.
Глава общественного фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан напомнил собравшимся о гласности земельного вопроса вообще, и вновь предложил сделать открытыми сведения о владельцах земель. Сегодня есть электронный кадастр, однако данные о владельцах в открытом доступе отсутствуют, поскольку относятся к персональным данным. Но поскольку земля - вопрос очень важный, эти сведения должны быть открытыми для общества, убежден Тайжан.
С ним согласен и ректор Казахского аграрного университета им. Сейфулина Акылбек Куришбаев: «Должен быть сайт в Казахстане, где должно быть объективно, открыто расписано – у кого сколько земли. Народ об этом должен знать, потому, что многие домыслы и непонимание исходит из этого». При этом, по мнению Куришбаева, нужно повысить ответственность «того же акима или члена комиссии, который нарушает закон при выдаче или изъятии земли». «Сегодня по Административному кодексу, если произошло нарушение закона в части выделения земли, без решения комиссии, в части изъятия земли или предоставления иностранцам земли в аренду незаконно, ему грозит штраф 30 МРП, это означает 63 600 тенге. При такой ответственности мы порядок не установим, поэтому нужно жестко установить штрафные санкции – если нанесен ущерб национальным интересам Казахстана, ответственность должна быть в соответствии с Уголовным кодексом», - считает он.
Глава агрофирмы «Родина» Иван Сауэр признался, что уже испытывает «странное чувство», будучи членом земельной комиссии. «Сначала казалось, что это большое доверие государства - включение в состав комиссии. Сегодня в начале (заседания) мне показалось, что мы уже пошли назад, вместо того, чтобы двигаться вперед. На мой взгляд, пора уже переходить к конкретным делам. Ну неудобно - перед людьми, перед прессой. Задают вопрос - куда продвинулись, что происходит, пожимаешь плечами», - сказал он.
Фермер предложил членам комиссии все-таки перейти к конкретным предложениям, в частности, представленным штабом: «Есть рациональные предложения, (...) ни в регионах, ни здесь против этих прописных истин никто ничего не говорил, не выступал, не аргументировал. (...) Вопросы, которые не вызывают каких-то серьезных (споров) надо говорить и надо выдавать, и надо забыть про них и не обсуждать больше, и двигаться дальше. Это же так ясно и понятно, иначе мы можем заседать до неизвестных размеров и времени».
Поскольку ряд членов комиссии затронули вопрос предоставления пастбищных угодий, Сауэр рассказал о собственном эксперименте. «Я просто для себя понять, (у себя в хозяйстве) кинул такую идею - давайте сейчас 200-300 гектаров земли дадим, кто желает, у себя пайщикам. Ни одной заявки! И все спорят, все говорят, что кто-то хочет землю. Надо понимать. Вот по пастбищам надо разобраться. (...) У нас больше половины мяса и молока производится в личных подворьях. Ну это же ненормально, когда такое количество продукции, причем какой продукции, которую все потребляют, это же не икра, это же молоко, это же мясо, существуют вне закона. Ну давайте в конце концов примем мы закон о личном подсобном хозяйстве, пропишем правила игры, разберемся. Только после этого мы сможем говорить профессионально, грамотно и объективно, на десятилетия, на столетия вперед говорить об использовании пастбищ, о рациональном, о правильном распределении. Без этого закона все, что сегодня будет делаться - это все будет половинчато, это все будет поверхностно, это не будет глубоко», - убежден Сауэр.
Лидер фракции «Народные коммунисты» мажилисмен Владислав Косарев считает, что комиссия «очень глубоко и всесторонне рассматривает земельный вопрос и его взаимоотношения с обществом». Но поторопиться тоже не мешало бы: «Мне кажется, мы долго работаем, уже и урожай подходит, пора, наверное, подумать, что урожай тоже надо убрать, и мы должны способствовать тому, чтобы на земле был хозяин, который достойно все до зернышка соберет». У него нашлись и свои предложения: правительству - «разобраться с брошенными землями на хорошем квалифицированном уровне»; «каждого акима поставить в ответственное положение за то, что на его территории неработающие брошенные земли»; а сенокосы и пастбища срочно забрать у зерновых компаний. Причем даже решение правительства для этого, по мнению Косарева, не нужно: «Надо с сенокосами и пастбищами безотлагательно решить вопрос. Я думаю, что здесь даже не решение правительства надо, а просто телефонный звонок акимам и сказать, что приведите в порядок, земли вблизи населенных пунктов должны быть переданы сельскому сообществу безоговорочно в трехдневный срок».
Все мнения выслушивались вполне благожелательно. До тех пор, пока слово не взял заместитель председателя Общенациональной социал-демократической партии Серикбай Алибаев. Он возмутился, что за весь народ земельный вопрос решают 75 человек, при этом суть вопроса больше «забалтывается». Тогда как проблемы продолжаются: «Например, аким Северо-Казахстанской области Султанов 2 июня шесть тысяч гектаров продал. Вот тут господин сенатор отметил, что объявлен мораторий, что приостановлен, нет, не приостановлен, дальше продажа продолжается».
Такой напор членам комиссии не понравился. Депутат мажилиса Бахытбек Смагул предложил Алибаеву дать предложения от партии в письменном виде.
Его поддержал и председатель комиссии Аскар Мырзахметов: «Вы должны выступать по регламенту, по порядку, не нужно говорить, что в комиссии никто не уважает. Если представители вашей партии не принимали участие в комиссии, это ваша вина». К слову, Алибаев пытался выступить в самом начале заседания, но председатель пообещал предоставить ему слово позднее - по регламенту.
Уже после заседания члены комиссии охотно давали интервью журналистам, рассуждая о гласности и демократичности своей работы. Какая-то женщина возмутилась: «Ну и где народ тут, кто народ слушает вообще?!», а когда к ней быстрыми шагами направились сопровождающие вице-премьера, тут же ретировалась и затерялась в толпе посетителей национального музея (именно здесь проводятся заседания комиссии в Астане).
Заявление Алибаева о продаже земель, как оказалось, интереса практически ни у кого не вызвало. Заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко сразу заявил журналистам: «Он, к сожалению, играет только на публику, не говорит ничего конкретного и обвинять вот так голословно кого-то, знаете, это не совсем верно. Это совершенно противоречит каким-то демократическим принципам и гражданской нормальной позиции. Поэтому, если он скажет и приведет какие-то конкретные факты, конечно, они будут проверены, а если это будет заявляться вот так голословно и это будет похоже больше на болтовню, то, естественно, проверять будет нечего. Я его пригласил к себе, если он придет, покажет какие-то конкретные вещи, то они будут проверены, а если не придет, то вы сами будете знать, что это лишь голословные заявления».
Аналогичное мнение высказал и Аскар Мырзахметов: «Во-первых, это, я считаю, факты, доказательств не было представлено, это голословные заявления. Если факты есть - безусловно мы рассмотрим». Журналисты дотошно уточнили - а самостоятельно госорганы могут эти факты поискать, или им все приносить надо. «Мы сейчас после того, как это было озвучено, мы направим конечно свой запрос в акимат Северо-Казахстанской области, имел ли такой факт (место) или нет такого факта. Безусловно, мы поинтересуемся», - ответил он.