«Все, что касается финансирования поручений главы государства, касающихся обеспечения безопасности, будет финансироваться в первоочередном порядке. Министерствам национальной экономики и финансов посмотреть - в чем-то другом можно ужаться», - сказал премьер-министр Карим Масимов на заседании правительства во вторник в Астане.
«Ужиматься» министерствам придется во многих вопросах. Как доложил на заседании кабинета министров председатель Комитета национальной безопасности Владимир Жумаканов, уже разработан и внесен на рассмотрение правительства проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Законопроект включает поправки в шесть кодексов и 18 законов по ряду направлений.
«Во-первых, ужесточается ответственность за преступления экстремистского и террористического характера путем увеличения нижних и верхних пределов сроков лишения и ограничения свободы. Введение норм о конфискации имущества в качестве обязательной меры наказания за экстремизм и терроризм. Во-вторых, дальнейшее совершенствование законодательства о защите объектов, уязвимых в террористическом отношении. Охранные организации будут включены в число объектов, ответственных за обеспечение антитеррористической защиты охраняемых ими объектов. В случае уклонения от исполнения антитеррористического законодательства предусматривается возможность приостановления деятельности объектов, недостаточно защищенных в антитеррористическом отношении до устранения нарушений», - перечислил Жумаканов.
Также предполагается усиление контроля за оборотом оружия, включая ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства в данной сфере. «Предоставление подразделениям органов внутренних дел полномочий при проверке объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества. Установление особых требований к организациям, осуществляющим охрану таких объектов.
Введение альтернативной подследственности органов внутренних дел и национальной безопасности по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия, нелегальной миграции и наркобизнеса», - дополнил глава КНБ.
Также, по его словам, специальной рабочей группой «рассмотрены и одобрены подходы к разработке законопроектов о дактилоскопической и геномной регистрации, о контрразведывательной деятельности, подходы госорганов по развитию центров реабилитации приверженцев радикальных религиозных течений, создание интегрированной системы миграционного контроля».
«Дополнительно проработаны вопросы организации массовой СМС-рассылки с указанием интернет-ресурсов, которые содержат информацию о порядке действий граждан при угрозе теракта, создание так называемых горячих линий при антитеррористических комиссиях», - добавил Жумаканов.
Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сообщил о проработке законодательных поправок, предусматривающих «утрату гражданства лицами, выехавшими за рубеж для участия в экстремистской, террористической деятельности, в том числе и в боевых действиях, а также воспрепятствованию их обратному въезду в Казахстан».
«МВД разработан проект закона о дактилоскопической и геномной регистрации, до конца текущего года он будет внесен в парламент. В ближайшее время законопроект будет представлен на рассмотрение межведомственной комиссии по законотворческий деятельности. По проекту закона предстоит также проведение научно-правовой и экономической экспертизы. Вместе с тем, принятие закона является весьма проблематичным, на его реализацию потребуется изыскать значительные бюджетные средства», - отметил министр.
До конца текущего года министерством «будут завершены с выездом в регионы проверки боевой подготовки, морально-психологических качеств сотрудников полиции, военнослужащих Нацгвардии, и по их результатам будут приняты соответствующие организационные и практические меры». «Кроме того, министерством сейчас предусматриваются организация служебной, боевой подготовки личного состава. В этих целях за счет внутренних резервов в министерстве создаются центры специальной подготовки сотрудников с подразделениями в территориальных ДВД», - отметил министр.
Предусматриваются и меры по контролю «за краткосрочной арендой и субарендой жилья».
Кроме того, «в настоящее время в министерстве принимаются меры по совершенствованию организации незамедлительного оповещения населения и обеспечению непрерывной работы экстренных служб в кризисных ситуациях, разработан и находится на согласовании с министерством информации и коммуникаций комплекс предложений по организации информационно-имиджевой работы».
Первый заместитель министра обороны Сакен Жасузаков проинформировал, что военным ведомством «планируется приобретение большегрузных военно-транспортных самолетов». Что касается инженерного оборудования и обеспечения технологическими средствами мест хранения оружия и боеприпасов, на сегодняшний день, по оценке минобороны, «существующая система охраны объектов наиболее оптимально подходит для организации охраны объектов вооруженных сил». «Вместе с тем, в целях усиления безопасности мест хранения оружия, боеприпасов, военной техники и имущества, необходимо до обеспечение техническими средствами охраны. Финансовые средства на приобретение направлены заявки в соответствующие госорганы», - уточнил военный.
Для повышения уровня защищенности личного состава «необходимо их полное обеспечение современными средствами индивидуальной защиты».
Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, заметив, что и «действующие меры позволяют нам пресекать религиозную деятельность, не отвечающую интересам национальной безопасности», тем не менее перечислил список предложений. Так, для недопущения деятельности по распространению вероучения без регистрации в качестве миссионера «предлагается в соответствующих нормах закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях расширить возможность для привлечения к ответственности за незаконное распространение религиозных вероучений, и особенно это касается последователей радикальных течений». Предложено также усилить контроль «над ввозом, изготовлением, выпуском и распространением религиозной литературы, информационных материалов, религиозного содержания». «Предлагается ввести нормы, согласно которым любая изданная и распространяемая в стране религиозная литература должна быть обязательно религиоведческую экспертизу. Ранее это требование касалось только ввозимой в страну религиозной литературы. При этом, без экспертизы ввозить в страну религиозную литературу можно будет только для личного пользования, исключительно в одном экземпляре. Ранее, параметры для личного пользования не было отрегулировано законодательно. Предлагаемые поправки усилят систему выявления религиозных материалов с экстремистским содержанием», - предложил Мухамедиулы.
Законодательно предложено также определять «порядок выезда граждан Казахстана на религиозное паломничество в зарубежные страны, в том числе хадж и умру». «Таким образом, мы существенно сократим возможности для «заражения» наших граждан радикальной идеологией в период их пребывания в паломничестве за рубежом», - объяснил министр культуры.
По его мнению, «целесообразно рекомендовать религиозным объединениям, прежде всего, духовному управлению мусульман Казахстана утвердить единый порядок проведения религиозных обрядов». «Со стороны верующих граждан неоднократно поступали просьбы, сделать единообразными религиозные обряды, чтобы снять противоречия между мусульманами. Государство не может вмешиваться в сугубо религиозную деятельности, поэтому мы в рамках установленного взаимодействия рекомендуем это духовному управлению», - объяснил идею Мухамедиулы.
Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова проинформировала, что доля молодежи от 14 до 29 лет составляет 26% населения страны, или 4,2 млн человек. Из них «тот пул молодежи, на который мы должны обратить особое внимание, составляет 686 тысяч человек - самозанятая и безработная молодежь». Определено три направления: профилактика, выявление проблемной молодежи, меры по обеспечению их занятости. Для профилактики предложено провести «в массовом порядке профессиональной ориентации молодежи и повышение информированности населения о возможностях трудоустройства». Для определения проблемной молодежи «будет разработана специальная методика по выявлению».
«Мы предлагаем для молодежи, которая не поступила в учебные заведения, не трудоустроилась после завершения учебного заведения, безработной молодежи в целом ввести массовое обучение компьютерной грамотности, английскому языку, основам предпринимательства, но без обязательства по их дальнейшему трудоустройству, - пояснила министр. - Увеличить объем использования компонента «молодежная практика» (в рамках дорожной карты занятости), единственное - предлагаем увеличить размеры заработной платы молодежной практики от 38 до 53 тысяч тенге».
Кроме того, Дуйсенова предложила «проработать вопрос призыва в вооруженные силы лиц, нетрудоустроенных после завершения обучения в организациях ТиПО и выпускников школ, не поступивших в вузы и колледжи», а также «может быть в рамках этих проработок может, возобновить практику строительных батальонов и там можно давать еще дополнительно специальности, которые им необходимы».
В какую сумму для бюджета обойдутся эти предложения, министры не озвучили. Вице-министр финансов Руслан Даленов сообщил, что все предложения просчитаны и в августе будут представлены на республиканскую бюджетную комиссию.