Однако расходы на организацию выставки регулярно увеличивались, что привлекло внимание общественности и антикоррупционного ведомства. В июне 2015 года под домашний арест был взят председатель правления Талгат Ермегияев. Результаты досудебного расследования показали, что в коррупционном преступлении участвовало 24 человека, а причиненный ими ущерб превысил 10 млрд тенге. Спустя месяц после ареста топ-менеджмента Назарбаев выступил с критикой подготовки мероприятия. Он утверждал, что Казахстан еще не подписал ни одного договора об участии в выставке с другими странами, нацкомпания выстроила некорректную систему управления, а местные подрядчики оказались в стороне от крупного проекта.
В августе президент назначил на должность председателя правления «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжана Есимова, который на протяжении предыдущих семи лет занимал пост акима Алматы. Никто из высокопоставленных чиновников не комментировал это решение. Эксперты же предположили, что проекту нужен менеджер, способный вывести подготовку к мероприятию, которое должно состояться летом следующего года, из патового положения. Представители Международного бюро выставок поначалу выразили беспокойство о смене руководства компании, но после встречи с Назарбаевым заявили об уверенности в том что Казахстан приложит все усилия для завершения организационных работ по выставке.
Спустя две недели пребывания на посту главы компании, Есимов заявил, что стоимость строительных работ по объектам ЭКСПО была сокращена на 22 млрд тенге. Кроме того, он реорганизовал структуру компании, избавился от лишних и дублирующих друг друга департаментов, а также вполовину сократил численность топ-менеджмента. Это, по заверению Есимова, позволило сэкономить 150 млн. тенге в годовом фонде зарплаты. К ноябрю менеджменту нацкомпании удалось сократить расходы еще на 56 млрд тенге, а также заняться решением одной из главных, по мнению Назарбаева, проблем – низкого уровня казахстанского содержания. Компания привлекла к сотрудничеству 220 казахстанский предприятий из 10 регионов страны, увеличив объемы их поставок до 30 млрд тенге.
Спустя год после смены руководства накомпания представила более подробный отчет - бюджет был оптимизирован на 131 млрд тенге «без ущерба функционалу и качеству архитектуры».
Компания смогла подписать меморандумы на 100 млн. евро с иностранными и локальными компаниями, а также привлечь 244 млрд тенге инвестиций. Свое участие в выставке подтвердили 98 стран из 100, которые изначально планировалось привлечь, а также 18 международных организаций. Количество рабочих мест, которые были созданы за счет реализации только инвестиционных проектов выставки, составило 5300. Прямо или косвенно в подготовке мероприятия задействовано 46 тыс. человек. Кроме того, компания привлекла 283 отечественных товаропроизводителей, и заключила договоров на сумму 41,7 млрд тенге.
Ситуация с подготовкой к выставке после смены топ-менеджмента нацкомпании действительно улучшилась, считает политолог Эдуард Полетаев. На неё, по словам эксперта, сейчас обращено внимание самого высокого политического уровня.
«Показательный процесс над прежним руководством нацкомпании не был случайностью. Не менее важным моментом стало и то, что на смену ему пришел политический тяжеловес Ахметжан Есимов», - говорит он.
«Сейчас новая команда ЭКСПО решает проблемы прошлой команды и делает в два раза больший объем работы», - полагает политолог Марат Шибутов. По его словам, одна из основных управленческих сложностей, с которой столкнулся новый менеджмент нацкомпании – увеличение локальных подрядных организаций, которую приходилось решать в ручном режиме. Другая сложность – существенная экономия расходов, чего, по мнению политолога, вполне удалось достичь.
Полетаев отмечает - дело Ермегияева дало скептически настроенной части общества дополнительный повод сомневаться в успехе проекта, но при этом, эксперт подчеркнул, что это репутационные риски проект понес преимущественно в стране, а не за ее пределами, поскольку деньги крупных иностранных инвесторов на тот момент не привлекались: «С этой точки зрения, насколько показывает анализ зарубежной прессы, большого резонанса проблемы ЭКСПО из-за дела Ермегияева не получили».
При этом Марат Шибутов говорит о вероятности 2-3 месячного запоздания по графику строительных работ, поскольку после ареста Ермегияева в компании некоторое время отсутствовала полноценная система менеджмента. «Впрочем, выставку еще можно привести к приемлемым финансовым результатам, поскольку в будущем на балансе останутся здания, будут поступления от спонсоров и придут какие-то инвестиции», - убежден политолог.
Полетаев не отрицает, что имиджу проекта по-прежнему нужно уделять внимание. Однако куда более важным инструментом ему видится окончание всех организационных работ в срок. «Чем ближе срок выставки, тем быстрее проявляются недоработки, которые сразу не были заметны. Когда запустили систему продажи билетов, оказалось, что она имеет отношение, к российской организации. Это моментально стало поводом для критики», - отмечает он. Тем не менее, нынешний темп подготовки он считает адекватным. «К тому же, повышенное (политическое – V) внимание позволяет надеяться, что выставка состоится в назначенный срок и без серьезных недочетов», - резюмирует эксперт.