Одной из приоритетных задач уже многие годы считается разгрузка транспортной системы Алматы, стимулирование горожан пересесть на общественный транспорт. Однако многие алматинцы не видят в автобусах достойную альтернативу собственному автомобилю. Автобусы по-прежнему забиты донельзя в часы пик, особенно на маршрутах вдоль основных магистралей города. В автобусах по-прежнему можно встретить кондукторов. Более того, с внедрением системы «Онай» их стало даже больше – в загруженные часы молодые люди без каких-либо документов и спецодежды рассчитывают пассажиров, не имеющих без карты «Онай» в муниципальных автобусах, в которых до системы электронного билетирования в принципе не было кондукторов. В автобусах водители и кондукторы считают нормальным грубить и повышать голос на пассажиров. Водители проезжают остановки, высаживают пассажиров на светофорах и «байгуют». Такую альтернативу предлагают нам автобусные парки Алматы. Да, городские власти вместе с оператором системы вывели большую часть теневых средств, однако вопрос комфорта самих пассажиров все еще остается нерешенным. Например, в алматинские муниципальные автопарки поступили 100 новых автобусов на газе, мало того, что они не оборудованы специальными автономными терминалами (в них пассажиров вручную обилечивают кондукторы), так в них появилась высокая ступенька, что для мам с колясками или маломобильных граждан стало существенным препятствием.
В Астане проблемы общественного транспорта решаются в комплексе. Компания «Астана ЛРТ», созданная в 2011 году при управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны, занимается не только внедрением системы электронного билетирования, но и меняет транспортную инфраструктуру в целом. Под ведомством организации находятся не только городские, но и пригородные маршруты. Стоит отметить, что в Астане вообще нет маршруток, в то время, как в Алматы из пригорода люди, как и 10 лет назад, добираются преимущественно на них. Возможно, такие же проблемы в Алматы тоже решает «Транспортный холдинг», однако информации об этом в открытом доступе нет, ровно, как нет и сайта холдинга. Единственным проектом, благодаря которому о существовании «Транспортного холдинга» узнали горожане, стала система электронного билетирования «Онай».
Запуск системы «Онай»
1 октября 2015 года для алматинцев, пользующихся общественным транспортом, должны были настать другие времена – в эксплуатацию начала вводиться система электронного билетирования «Онай». Над проектом, стоимостью в 837,5 миллиона тенге, акимат Алматы работал вместе с ТОО «Транспортный холдинг».
Год назад, еще занимавший на тот момент пост заместителя акима Алматы, Юрий Ильин продемонстрировал журналистам новую не только для Алматы, но и для Казахстана в целом, систему «Онай», подразумевавшую полный отказ от наличности при оплате проезда. На адаптацию горожан к новой системе было отведено 3 месяца, за которые рядовые алматинцы должны были успеть приобрести единые карты оплаты проезда, а пенсионеры, студенты и школьники получить бесплатные именные льготные карты. Система «Онай» подразумевала полный отказ от оборота наличности при оплате проезда. Однако, как показало время, упразднить наличную оплату в алматинских автобусах и троллейбусах не удалось.
Электронные карты и наличная оплата
Презентуя новую систему, руководство города и «Транспортного холдинга» заверяли журналистов о том, что с 1 января 2016 года оплата проезда наличкой будет вне закона:
«В течение месяца-двух мы должны полностью охватить все социальные слои. Работа с вузами, школами, социальными управлениями занятости уже начата. Я думаю, мы всю эту категорию охватим и выдадим карточки. Оплата наличными средствами и проездными документами будет прекращена с 1 января. Если мы за октябрь-ноябрь охватим все категории пассажиров, то сможем полностью прекратить хождение наличных средств и перейти на платежи в электронном виде», – пояснял Ильин прошлой осенью.
Изменения, которые должны были вывести из тени прибыль перевозчиков, были приняты неоднозначно. Это и понятно – рушился многолетний уклад, когда на смену привычной мелочи, опущенной в валидатор или протянутой кондуктору, приходили пластиковые карты, требующие пополнения. В ноябре 2015 года стало понятно, что полностью перейти на «Онай» с 1 января не получится, и управление пассажирского транспорта приняло решение перенести переход на 11 января:
«С 11 января 2016 года оплату за проезд в наземном общественном транспорте города Алматы можно осуществлять только с помощью транспортных карт «ОҢАЙ». Наличная оплата за проезд отменена. Согласно договоренности между ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» и компаниями-перевозчиками при проблемах с работой терминалов регистрации поездки «ОҢАЙ» транспортное средство не может продолжать осуществлять перевозку пассажиров. Транспортное средство обязано остановиться, к месту остановки в течении 15 минут приезжает контроллер «ОҢАЙ», который с помощью своего терминала выдаст пассажирам пересадочный билет, с помощью которого пассажиры смогут в течении 90 минут продолжить свой путь к необходимому месту на следующем транспортном средстве того же маршрута, не оплачивая повторно за проезд.
Настоятельно просим пассажиров не платить за проезд водителям и кондукторам в общественном транспорте, так как пассажир, который не оплатил за проезд картой «ОҢАЙ» будет считаться безбилетным, также будет оштрафован водитель за безбилетный провоз пассажиров», – извещала пресс-служба холдинга.
С 18 февраля пассажирам-нарушителям грозил штраф в размере 2 МРП или 4 242 тенге, водителям – 5 МРП или 10 605 тенге.
Какое-то время оператор системы даже проводил публичные порки – вместе с приглашенными журналистами сотрудники холдинга ловили за руку нечестных водителей. Но так как уследить за каждым автобусом невозможно и прилюдная экзекуция далеко не панацея, поэтому оставалось только уповать на честность пассажиров, водителей и контроллеров.
В январе 2016 года сумма транзакций по системе «Онай» составила 683 190 580 тенге, в сентябре – 777 930 440 тенге. Наибольшую сумму транзакций принес февраль – чуть больше 1 млрд тенге
Тем временем «Транспортный холдинг» решил пойти на встречу забывчивым алматинцам, и на случай, если пассажир оставил свою карту дома или забыл пополнить баланс, была введена оплата проезд с помощью СМС. Однако эта функция доступна только для абонентов Active и Beeline.
Еще одним новшеством в борьбе с теневыми деньгами стал ввод ручных терминалов для выдачи билетов, опять же для удобства пассажиров. Теперь, принимая наличную оплату, кондуктор или водитель обязуются предоставить пассажиру билет с данными о времени посадки и транспортного средства.
Но если подумать, то все эти щадящие нормы частично обесценивают идею системы «Онай» как таковой. Да, карты приобрели более миллиона алматинцев и жителей близлежащих населенных пунктов (по данным холдинга на 29 сентября реализовано 1 251 011 транспортных карт), но часть пассажиров по-прежнему не покупают карту. Зачем, если всегда можно оплатить кондуктору? И ручные терминалы не могут гарантировать того, что водитель не присвоит денег за перевозку себе, ведь наличная оплата снова легальна, и не все пассажиры требуют билет, а если и требуют, то вполне могут нарваться на грубость. Создание инфраструктуры для движения общественного транспорта — это неоспоримый плюс, но под сомнением остается уровень комфорта городских автобусов. Возможно все дело в кадрах, подбираемых автобусными парками, но нельзя исключать и вины самих горожан, ежедневно смиряющихся с хаосом в алматинских автобусах.