В октябре 2016 года Американский фонд поддержки и развития филантропии CAF опубликовал ежегодное исследование об уровне филантропии в разных странах мира, основанное на отзывчивости их жителей к оказанию помощи, как благотворительной, так и волонтерской, а также готовности оказать помощь незнакомцам на улице. Согласно рейтингу CAF, в 2016 году Казахстан потерял 27 пунктов и занял 96 место среди 140 государств. Что касается отдельно взятых пожертвований, то Казахстан занял 54 место, потеряв 31 позицию в рейтинге.
Три компании, опрошенные Vластью, не дают однозначной картиры о ситуации с расходами на благотворительность: две из них, несмотря на кризис, продолжают увеличивать бюджеты на социальные проекты.
Телекоммуникационный оператор Beeline Казахстан акцентирует свое внимание на поддержку объединений людей с особыми потребностями. Главный социальный проект компании «Безграничные возможности», в рамках которого социальные учреждения (детские дома и дома юношества, школы-интернаты, библиотеки и для слабовидящих) страны подключаются к интернету. В сентябре уходящего года компания расширила оказываемую в рамках проекта поддержку, начав оснащать в подобных организациях компьютерные классы. Помимо реализации этого проекта, компания оказывает благотворительную помощь фондам «Здоровая Азия» (поддерживает онкобольных), «Асыл-Мирас» (частный благотворительный фонд, работающий с детьми-аутистами) и Добровольному обществу «Милосердие».
Бюджет благотворительных и социальных программ в 2015 году: 73 692 471 тенге.
Бюджет благотворительных и социальных программ в 2016 году: 85 986 000 тенге.
Таким образом, в 2016 году бюджет компании на благотворительность увеличился на 12 293 529 тенге.
С января 2016 года реализацией всех спонсорских программ от лица групп компаний АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» занимается созданный корпоративный фонд «Samruk-Kazyna Trust». Он же занимается и разработкой всех благотворительных проектов, направленных на развитие медиа, культуры и человеческого потенциала; популяризации здорового образа жизни; поддержку региональных инициатив, развитие местных сообществ; и имиджевые проекты.
На сайте корпоративного фонда также указан проект SOS Детские деревни – комплекса домов юношества, в котором размещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди общественных и благотворительных фондов, поддерживаемых «Samruk-Kazyna Trust»: Добровольное общество «Милосердие», «Касиетти жол», «Дара». Бюджет благотворительной помощи, оказанной в 2015 году, составил 17 млрд тенге, в 2016 году он сократился на 2 млрд тенге и составил 15 млрд тенге.
Банк Qazkom в 2016 году увеличил объем расходов на благотворительность и спонсорские программы почти в три раза: в этом году его бюджет «превысил 200 миллионов тенге», в то время как в 2015 году он составлял «порядка 70 миллионов тенге», сообщили в пресс-службе банка, объяснив рост решение нового акционера банка - Кенеса Ракишева. В 2016 году банк построил и оснастил детскую спортплощадку в Наурызбайском районе; запустил экологический проект совместно с движением «Посади дерево», в рамках которого сотрудники банка собирают бумагу для последующей переработки. В ушедшем году Qazkom поддержал молодежь, проведя финтех-хакатон и Changellenge по изучению различных кейсов. С приходом Ракишева банк увеличил финансирование базового спонсорского проекта – Государственного академического театра оперы и балета им. Абая и расширил поддержку конкурса «Алтын калам». Социальные проекты банк реализует через корпоративный благотворительный фонд «Кус жолы». На счету фонда пять программ, направленных на социальную адаптацию людей с особыми потребностями, сбор средств на дорогостоящее лечение детей за рубежом, поддержку ветеранов Великой Отечественной войны.
В той или иной степени снижение благотворительных бюджетов компаний и пожертвований рядовых казахстанцев на себе ощутили благотворительные фонды. В «Добровольном обществе «Милосердие», в первую очередь, кризис сказался на постоянной сумме банковского счета фонда – за последний год он уменьшился в два раза:
- Для работы благотворительному фонду нужно иметь постоянную сумму на своем счету, которая определяется по специальной формуле. И, если два года назад у нас на счету постоянно было около 400 тысяч долларов, и их хватало на детей, которые нуждались в госпитализации на тот момент (эта сумма давала уверенность – деньги на первый транш есть, дальше мы можем собирать), то последний год она не превышает 200 тысяч долларов одномоментно. Поэтому, когда к нам обращаются семьи, мы предупреждаем их о том, что на сбор уйдет не менее трех месяцев. Раньше было реально собрать деньги в течение месяца, – рассказала исполнительный директор фонда Татьяна Семенова.
В кризис у многих компаний благотворительные бюджеты или исчезли, или существенно сократились, отмечает она, суммы пожертвований физических лиц также уменьшились:
— Один из стабильных источников поступлений – пожертвования от физических лиц с банковских карт. Если посмотреть на суммы, которые приходили раньше в течение месяца, то минимальная сумма пожертвования начиналась с 500 тенге, средняя составляла – 5-10 тысяч тенге. На данный момент количество людей, делающих пожертвования, осталось прежним, но средняя сумма пожертвований сейчас – 3-4 тысячи тенге. Вместе с тем в 2016 году пришло несколько неожиданных крупных пожертвований, одно из них – от Нияза Султангалиева, – говорит она.
С тем, что уровень благотворительных пожертвований изменился, согласна и президент фонда «Касиетти жол» Гульмира Абельдинова. Однако по ее наблюдениям, пожертвования снизились количественно, но не качественно:
— Да – людям стало сложнее, но они все равно жертвуют. Спонсорами наших проектов выступают крупные компании, например, проект «Школа менторов» поддерживается ExxonMobile Kazakhstan, второй проект проводится при поддержке Samruk-Kazyna Trust. Сейчас у нас выросло количество компаний, которые оказывают нам помощь не деньгами, а своими услугами: нотариусы, дизайнеры, медиацентры. Эта практика связана с нашим проектом «Казахстан творит добро». Его смысл в том, чтобы приобщить казахстанцев к оказанию посильной помощи, пусть не деньгами, а делом, – считает руководитель фонда.
А еще экономический спад не позволил повысить зарплаты сотрудникам Ассоциации родителей детей-инвалидов Алматы, как планировалось вслед за девальвацией тенге в августе 2015 года. В целом, на реализации проектов ассоциации и реабилитационных курсах кризис не сказался:
— Естественно, после девальвации хотелось бы повысить зарплату нашим сотрудникам, но мы не смогли этого сделать, – говорит руководитель АРДИ Асия Ахтанова, – у нас были большие опасения из-за кризиса, но последствия мы его не ощущаем – поддержка генерального спонсора ассоциации осталась на прежнем уровне. И отмечу, что за последний год наблюдается всплеск гражданской активности. Конечно, в этом сыграли роль социальные сети, на площадках которых объявляется сбор помощи, создаются волонтерские группы. Это очень важно. Что касается крупных отечественных компаний, то и на их поддержке кризис никак не сказался. Сейчас компании отказывают нам реже, возможно, это связано с нашей репутацией. Перед Новым годом наблюдался всплеск внимания: детям подарили развивающие игрушки, одежду и другие полезные подарки. Люди стали понимать, что благотворительность – это не дань моде, а душевная потребность. Повышается уровень гражданской ответственности, и эта тенденция наблюдается уже второй год.
Возвращаясь к исследованию CAF, можно предположить, что падение на 31 пункт в международном рейтинге благотворительности — отчасти результат отправки тенге в свободное плавание, которое повлекло за собой рост цен и сокращение рабочих штатов.