Задавая тон дискуссии, модератор Кшиштоф Рыбиньски, ректор Университета Нархоз, попросил участников порассуждать на тему ключевых вызовов, с которыми система высшего образования неизбежно столкнется в будущем. Сидхарт Саксена, председатель Кембриджского Центрально-Азиатского форума, тут же задался фундаментальным вопросом: сможем ли мы когда-нибудь за материальной оболочкой диплома разглядеть реальную ценность образования. Питер Нолан, директор центра развития исследований Кембриджского Университета, сокрушался по поводу того набора навыков, которые современному студенту навязывает свершившаяся революция в информационных технологиях.
Ольга Московченко, ректор Казахстанско-Немецкого Университета в Алматы, говорила о «ленности» ума и необходимости учить студентов «конфронтировать с проблемами, находить пути решения этих проблем и предлагать своему работодателю». Азат Куатбаев, проректор по науке и развитию Каспийского Университета, посетовал на то, что книжные знания в университетском мире перестали быть уникальными, основную ценность теперь имеют критическое мышление, коммуникативные способности и эмоциональный интеллект. Юрий Локтионов, проректор по поствузовскому образованию и международным проектам Казахстанско-Британского Технического Университета, высказался еще более прямолинейно: «Если говорить о финансах, то мы учим наших студентов тому, чему уже 40 лет. А что произойдет в будущем, мы не знаем, поэтому и не имеем понятия, чему их учить. Возможность предсказывать, что будет нужно студентам в будущем - величайший вызов».
О том, что будет нужно казахстанским студентам в будущем, спикерам рассказал молодой человек из зала, как только модератором была объявлена сессия вопросов. Парень откровенно заявил, что студентам в Казахстане нужен выбор. Именно возможность выбирать предметы, по его мнению, способна превратить любого в Стива Джобса (которому из-за отсутствия более интересных альтернатив пришлось, как известно, бросить учебу в колледже).
Профессор Нолан тут же поспешил ответить замечтавшемуся студенту: «Я думаю, что огромная проблема для вас (студентов) - это интернет и социальные сети, которые создают иллюзию, что вам непременно нужно стать Стивом Джобсом». Глядя прямо на молодого человека, английский профессор безапелляционно добавил: «Худшее, что вы можете сделать - это бросить учебу». Он немедленно призвал его попрощаться со своими иллюзиями и сделать все, чтобы получить действительно хорошее образование, которое, к сожалению, стоит немалых денег. Кроме этого, профессор Нолан неоднократно заметил, что чаще всего самый консервативный и скучный преподаватель, не пользующийся особой популярностью у студентов, может сослужить им лучшую службу.
Профессор Саксена поддержал своего коллегу, сказав, что с такого рода примерами «нужно быть очень осторожными», ведь Стив Джобс - представитель той состоятельной социальной группы, о которой жители развивающегося мира не могут знать всей правды. «Я не говорю, что не нужно вдохновляться, надеяться. Я говорю о том, что нужно думать, планировать. Думать, что вы сможете получить степень, основываясь лишь на своих предпочтениях в предметах - это не то, как работает учебный процесс», - констатировал он.
Локтионов своей репликой продолжил мысль кембриджского профессора: «Бывшие школьники, пришедшие в университет, не знают, какие предметы им нужны. Дав вам огромную свободу выбора, панацеей, честно, это не будет». Более того, возможность выбора у казахстанских студентов есть - этот вопрос находится в компетенции вузов, поэтому в национальном масштабе никакой проблемы не представляет, подчеркнула Московченко. Кроме того, возможности массового онлайн-обучения также никто не отменял. Такие курсы могут стать хорошим «сопутствующим» образованием, посчитали все участники панельной дискуссии. Профессор Рыбиньски, например, настолько уверен в их необходимости, что даже ввел в Нархозе новый стандарт: «Каждый студент в будущем должен взять две дисциплины онлайн. Почему? Потому что мы считаем, что компетенция умения учиться онлайн важна всю жизнь».
Локтионов ему не оппонировал, но подчеркнул, что всем гражданам постсоветского пространства, в первую очередь, не хватает «умения продавать свои навыки». По его словам, большинство даже взрослых людей не может в течение 30 секунд объяснить работодателю, почему тот должен взять его на работу.
Таким образом, почти два часа дискуссий ушли на то, чтобы доказать чрезвычайную значимость качественного высшего образования. Со сцены нередко звучала и его стоимость - 40 тыс долларов в год (речь о Кембриджском Университете). И кто-то эти деньги должен платить, несколько раз повторил профессор Нолан. А профессор Саксена, в очередной раз дистанцируясь от сугубо материальных вопросов, мысленно вернулся к Стиву Джобсу и сказал: «89% террористов-смертников бросали учебу. Так что это очень опасный путь мышления».