«В Казахстане сейчас официально 310 тысяч больных, — рассказал Жанай Аканов, директор клиники внутренних болезней КазНМУ им.С. Д. Асфендиярова.  — 17 тысячам поставлен диагноз в этом году. Всемирная организация здравоохранения  говорит, что у нас должно быть больше больных диабетом - 11% от численности населения».

То есть чуть больше 800 тысяч человек. 

По словам Аканова, в Казахстане 810 эндокринологов, но активно работающих среди них всего 500-520 человек. И если в Алматы нет больших проблем с тем, чтобы попасть на прием к специалисту, то в Актау всего 4 эндокринолога, а в Уральске — 7. При этом в ЗКО заболеваемость диабетом – 0,4%. «Этого просто не может быть, это статистическая погрешность, потому что там нет врачей. Три дня назад мы встречались с министром здравоохранения и известным профессором Риммой Базарбековой, она заявила о том, что если посмотреть, поскрести по всем сусекам, то получится, что у нас больны диабетом 10% населения. Я призываю всех собраться и попытаться собрать нормальный регистр», — подытожил Жанай Аканов.  

Секретарь Азиатской ассоциации по изучению диабета, специалист из Японии  Jinyan Cui рассказала, что согласно исследованиям, течение диабета у азиатов и у европейцев отличается. Возникновение болезни принято связывать с лишним весом, но азиатские страны, где нет такого уровня ожирения как в США, имеют уровень диабета даже выше. «Проведенные исследования показали, что есть разница в течении этой болезни у азиатов и европейцев, поэтому в 2009 году и была создана Азиатская ассоциация изучения диабета», — объяснила гостья из Японии.

В этом году Казахское общество по изучению диабета вошло в Азиатскую ассоциацию.

На 2015 год в мире было 415 млн. больных диабетом, ожидается, что в 2040 году эта цифра достигнет 642 млн. Сейчас в Азии 231, 5 млн. больных — это больше, чем в США и Европе вместе взятых.

Профессор, эндокринолог Жангетхан Абылайулы обратил внимание на то, что в Казахстане диабетом в большинстве своем страдают женщины (70% от числа заболевших) в возрасте 44-60 лет (55%)  и прогнозируется рост заболевания среди детей. В связи с этим возникает необходимость в будущем открыть последипломное обучение диабетологии, да и в целом нужна отдельная специальность – диабетолог.  Кроме того, «дети, родившиеся от родителей, страдающих сахарным диабетом, никак не обследованы, это надо учесть в медицинском страховании». По словам  профессора, сейчас необходимо определить референсную лабораторию для сахарного диабета по примеру ВИЧ-центра, у которого есть своя лаборатория. 

Профессор считает, что стране необходимы подиатры (не путать с педиатрами) – врачи по стопе, и нужно открывать кабинеты диабетической стопы.

Жанай Аканов говорил о необходимости создания региональных центров диабета в каждой области РК. До сих пор подобного центра нет даже в Астане — здесь медики столкнулись с богатым выбором — непонятно, какую клинику выбирать для работы центра. В Актау наоборот — нет ни выбора, ни специалистов. Помимо этого в каждом регионе должен быть свой помполог: в Казахстане сейчас у 1222 пациентов стоят инсулиновые помпы. Плюс в помпах нуждаются беременные женщины, которым поставлен диагноз диабет.

«Во многих регионах мы слышим эти преступные слова акушера-гинеколога: «Не надо рожать, надо прерывать беременность!», — недоумевает Жанай Аканов. — Я понимаю, что в условиях материнской смертности это опасно, но на помпе можно рожать, даже не снимая аппарата. Мы должны дать женщине возможность стать матерью».

Он же рассказал о том, что скоро будет создано мобильное приложение как для пациентов с сахарным диабетом, так и для врачей общей практики. И сообщил о том, что казахстанские врачи совместно с японскими специалистами начинают исследование болезни будущего — неалкогольной жировой болезни печени, и призвал коллег поучаствовать в этом.

Директор Общественного Фонда Диабетического Просвещения Наталья Тукалевская рассказала о том, что согласно международным исследованиям процент заболеваемости сахарным диабетом в больших городах в пять раз превышает процент вероятности заболеваемости в малых населенных пунктах. Недавно фонд провел опрос в Алматы – что вы знаете о диабете. 53% опрошенных не назвали ни одного симптома сахарного диабета, 40% — ни одной профилактики возникновения диабета. «Чем младше были люди, которых мы опрашивали, тем ниже процент вопросов, на которые не было ответа, то есть старшее поколение еще немножко знает о диабете», — отметила Тукалевская. Она же посетовала на то, что люди в большинстве своем не чувствуют ответственности за свое здоровье. Волонтеры организации ставили платки, в которых можно было провериться на сахар, в ТРЦ и даже на рынках. У 10,5 % исследованных людей сахар оказался выше 6, у 1,5% – выше 11. В Хан Шатыре пришлось вызывать скорую помощь — сахар у человека был 32.

«Более 6500 человек сразу увидели, что у них сахар выше нормы, мы им рассказывали, что это такое, и дали направления в лабораторию, чтобы они бесплатно сдали анализы, и туда пришло всего 8%. Это говорит и о непросвещенности, и об отсутствии ответственности за свое здоровье».

На конференции стало понятно, что у многих врачей вызывает обеспокоенность то, как будет работать обязательное медицинское страхование в отношении больных диабетом. К примеру, в  США в страховой медицине диабет есть,  но там страховые компании курируют врачей общей практики и эндокринологов. Страховые компании заставляют медиков экономить деньги, тормозят назначение помп и используют более дешевые лекарства. Казахстан должен избежать этого и не брать пример с Америки, уверены медики. Пока же государство оплачивает и инсулин, и помпы. Причем стоимость одной помпы – около миллиона тенге, а ежемесячное обслуживание – 70 000 тенге.