«В прошлый четверг мне позвонили из миграционной полиции и попросили подойти в учреждение. Тогда мы и обнаружили ошибку в моем заявлении. Я попыталась объяснить, но офицер полиции сказала, что ей уже составлен протокол, который далее будет рассмотрен в административном суде. Вчера, в пятницу 3 мая, я явилась в суд, и меня признали виновной, постановив покинуть Казахстан в течение 5 дней без возможности обратного въезда в страну в течение последующих 5 лет», – написала Шарбону 4 мая на своей странице в Facebook.
В фонде «Қамқор Жүрек» Vласти рассказали, что вид на жительство Виктория Шарбону получила в прошлом году. Он был выдан в Алматы. Ошибку в заявлении Виктории обнаружили сотрудники управления миграционной службы департамента полиции Жамбылской области, куда в декабре 2018 года она обратилась с заявлением о перерегистрации из города Алматы в город Тараз.
По словам секретаря фонда Асель Абуовой, документы для подачи заявления в госорганы Виктории предоставили на русском. В одном ответе в анкете Викторией была допущена ошибка: вопрос «подавали ли вы раньше документы на постоянное проживание» она поняла, как «получали ли вы раньше вид на жительство в Казахстане», и ответила «нет». Однако ранее Виктория подавала документы на постоянное проживание, и в 2014 году ей было отказано, а, значит, следовало ответить «да».
«Ошибка была вследствие неправильного перевода. Виктория неправильно поняла вопрос», – объяснила Vласти Асель Фатихова, представитель фонда «Қамқор Жүрек». По ее словам, на суде Виктория также заявила, что 19 лет своей жизни отдала Казахстану, и у нее никогда не было мысли никого вводить в заблуждение и никого обманывать.
Суд первой инстанции счел, что приобщенные к делу документы, а именно – рапорт сотрудника полиции, протокол об административном правонарушении, два заявления-анкеты (2018 и 2013 года) и письмо УМП ДВД Жамбылской области «в совокупности являются достаточными доказательствами, для привлечения к административной ответственности», а также, что «смягчающих, либо отягчающих обстоятельств по делу не имеется». Виктория Шарбону была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 495 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (представление иностранцем или лицом без гражданства заведомо ложных сведений в государственные органы Республики Казахстан при подаче заявления для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан или о приеме в гражданство Республики Казахстан либо восстановлении в гражданстве Республики Казахстан).
По словам Асель Абуовой, на данный момент подана апелляция. «Мы подали апелляцию, мы не согласны с решением. Но пока никаких ответов от органов не получили», – рассказала секретарь фонда «Қамқор Жүрек». Свою помощь в подаче апелляции предложил адвокат Жангельды Сулейманов.
«Согласно ст. 62 КоАП, срок давности привлечения к ответственности – 2 месяца с момента совершения нарушения. Значит, этот срок истек 5 ноября прошлого года. Значит, суд не имел права выносить решение о выдворении», – также прокомментировал адвокат ситуацию на своей странице в Facebook. В фонде в данный момент работают над подачей заявления об отсрочке исполнения судебного решения.
Как рассказала Асель Фатихова, матери-одиночки, проживающие при фонде, матери, трудоустроенные фондом, а также те матери, чьи дети приходят днем в фонд, когда родительницы уходят на работу, в понедельник 6 мая обратились к Ерканату Манжуову, первому заместителю председателя Жамбылского областного филиала партии Нур Отан. Председатель, по словам Асель Фатиховой, выслушал их пообещал помочь в законном порядке.
«Қамқор Жүрек» работает в Казахстане с 2015 года. Его основательницы, гражданки США Виктория Шарбону и Элизабет Тарнок, с начала 2000-х годов помогали детским домам в Казахстане, приезжая в составе делегации социальных педагогов, и спустя несколько лет решили объединить усилия и открыть собственный фонд. Он оказывает помощь сиротам, матерям-одиночкам, детям с инвалидностью и нуждающимся детям. На данный момент при фонде проживают 36 воспитанников.
Vласть обратилась за официальным комментарием в МВД, однако в ведомстве попросили направить письменный запрос, так как о ситуации до сегодняшнего дня не знали. Помощник детского омбудсмена Сауле Айтпаевой также в телефонном разговоре сообщила Vласти, что никаких обращений по этому вопросу пока не поступало, и омбудсмену о ситуации неизвестно.