Весной 2018 года Ольга записалась на плановый осмотр к гинекологу. Врач, помимо запланированного обследования, осмотрела грудь женщины и обнаружила новообразование. «Она спросила: «А что у тебя в правой груди?». Я недоуменно на нее посмотрела и сказала, что понятия не имею. Она направила меня на маммографию, но результаты не показали, что это что-то неправильное. Сказали, что это возрастное и что каждые полгода надо проходить обследование. Моей ошибкой стало то, что я не пошла к онкологу сразу. Это психологическое – мы все боимся слова «онкология» и всего, что с ней связано. Большая часть людей выбирает позицию убегания. Никто не хочет этим заниматься и я не была исключением».
В декабре того же года Ольга прошла маммографию и УЗИ, но и тогда врач, проводившая обследование, не отметила в опухоли ничего страшного, однако решила уточнить, для чего пациентке нужны результаты обследований. Ольга рассказала о новообразовании, которое, спустя полгода, уже начинало мешать ей. При пальпации врачу УЗИ не понравились края опухоли, поэтому она посоветовала как можно быстрее обратиться к онкологу.
«Я срочно записалась на прием после Нового года. С момента обнаружения новообразования прошло полгода, онколог сказал, что я опоздала. Рак молочной железы, третья стадия. Так начался мой год. Сейчас я в стадии ремиссии, лечение закончилось и текущие обследования показывают, что все хорошо. Насколько я понимаю, когда у тебя онкология – нет такого понятия «выздороветь». Какое-то время после окончания лечения, пациент все равно несколько лет стоит на учете, как при хроническом заболевании. Когда мне провели ПЭТ-КТ, обнаружилось, что опухоль ушла полностью, осталась только полость», – рассказывает Ольга.
Первым Ольгу и ее супруга настигло шоковое состояние, и только потом пришло осознание болезни. На выходе из больницы она расплакалась, потому что единственное, с чем в ее голове ассоциировалась онкология – это смерть.
Необходимую поддержку в этот момент оказали муж и сестра Ольги: «Большая часть историй, которую мы слышим, связана не с выздоровлением, а со смертью. Сразу в голове всплывают картинки бледных людей без волос, которые проходят химиотерапию. Муж сразу начал успокаивать. У меня есть родная сестра, поэтому, как только я немного успокоилась, позвонила ей. Сестра мне тогда сказала: «Я считаю, что у тебя беспроигрышная ситуация. Ты же верующий человек. Если ты умрешь – тебе будет хорошо. А если ты не умрешь – нам всем будет хорошо». Меня это отрезвило, я даже засмеялась. Хотя потом она мне призналась, что заплакала, когда положила трубку».
Онколог сказал Ольге, что лечение нужно начинать незамедлительно. Поскольку стадия была уже третьей, женщина прошла четыре предоперационные химиотерапии, причем довольно агрессивные – «красная шапочка». Потом была сложная операция, опухоль хорошо отреагировала на лечение и полностью ушла вместе с метастазами, поэтому врачи смогли сохранить Ольге грудь. После операции она прошла еще четыре химиотерапии и двадцать пять сеансов лучевой терапии.
«Я лечилась в государственной поликлинике. У нас в Карагандинской области очень хорошие хирурги-онкологи. Мне очень повезло. Я слышала, что у людей бывают проблемы во время лечения, но у меня такого не было. На каждом этапе у меня был самый положительный опыт, ну, если не говорить о самочувствии. Многие наши карагандинцы очень переживали и поддерживали. Очень многие стремились помочь, все вели себя очень тактично. Я видела самое доброе отношение», – делится Ольга.
Тяжелее всего она переносила послеоперационные химиотерапии. После предпоследнего лечения муж Ольги увидел в ее глазах желание сдаться, и в этот момент просто сказал: «Даже не вздумай». «Мне надо было посмотреть своей собственной смерти в лицо. Для меня важно было не убежать, а просто посмотреть ей в глаза и принять сам факт, что я могу умереть. Но потом я подумала, что жизнь – это вещь, за которую стоит побороться. Несмотря на то, что мне диагностировали третью стадию с метастазами, мой доктор-онколог сказал, что я могу и должна жить. Все врачи, с которыми я пересекалась, вселяли в меня эту уверенность».
В начале 2020-го Ольге вновь пришлось вернуться в кабинет онколога – встал вопрос о возникновении рецидива, который подтвердили анализы. В скором времени она вновь начнет лечение, отдохнув от предыдущего всего несколько месяцев. «Моя история с борьбой за выздоровление не закончилась. Конечно, эта новость огорчила меня и моих близких. Но мысль о том, что жизнь стоит того, чтобы жить, с новой силой заставляет меня верить, надеяться и любить. И это не только моя борьба, это не только моя вера, надежда и любовь. Самое прекрасное в этом то, что люди, которым ты по-настоящему дорог, встают плечом к плечу с тобой и готовы идти этот путь, каким бы долгим и сложным он ни был».
Людям, которые тоже столкнулись с онкологией, Ольга повторяет слова, которые сказал ей врач-онколог перед началом лечения: «Обычно, когда человек сталкивается с онкологией, он идет в интернет и начинает узнавать о своей болезни. Как правило, информацию, которую он черпает - это информация о плохих последствиях, или же плохом течении болезни. Как хирург с большим стажем, я врать не буду – люди от этой болезни умирают. Но есть очень много историй, когда люди выздоравливают даже с четвертой стадией и живут полноценной жизнью. Я считаю, что лучше изучать такие истории и настроиться на выздоровление». Во время борьбы с онкологией Ольга советует не забывать о работе с психологом, потому что ментальное здоровье очень поможет пройти этот путь от начала до конца.
«Есть принципиальная разница между этими двумя формулировками. Ты борешься либо против чего-то, либо за что-то. Нужно стараться не отчаиваться. Я, например, думала так: умереть я всегда успею, а вот побороться за то, чтобы не умереть – это уже интересно».
Историю комментирует Забира Оразалиева, консультант группы управления проектом Всемирного банка:
Ольга впервые узнала о новообразовании во время планового визита к врачу. Именно ее ответственное отношение к собственному здоровью помогло выявить болезнь и начать лечение. Чтобы исключить патологические изменения, способствующие возникновению рака, а также выявить опухоли на ранних стадиях развития, в Казахстане проводится несколько видов скрининговых обследований:
Скрининг проводится в поликлинике по месту жительства.
Лечение онкологических заболеваний, в том числе обеспечение необходимыми лекарствами, и дальнейшее наблюдение в Казахстане осуществляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Героиня материала, например, прошла лечение в государственной медицинской организации, а теперь наблюдается у специалистов.
Вот что закреплено законом для таких пациентов:
- осмотр средним медработником - 2 раза в год;
- осмотр профильным специалистом - 1 раз в год.
Динамическое наблюдение обеспечивается пожизненно.
Минимум лабораторных и диагностических исследований при динамическом наблюдении: