О методологии расчетов: на сайте комитета по статистике есть раздел с демографической статистикой, однако данные в нем не обновлялись с марта (квартальная периодичность). Но там же есть помесячная статистика смертности за последние несколько лет, в региональном разрезе. Показатели за весенний период могут показать влияние пандемии на уровень смертности в Казахстане. Для сравнения показателей взяты данные этого года и двух предыдущих – 2018 и 2019. Месячных данных в 2016-2017 годах на сайте комитета нет, поэтому остается использовать только среднее значение по 2018-2019 годам. Абсолютные показатели по каждому месяцу последних двух лет разнятся на 2,6%. В силу этого сравнение только с 2018-2019 годами кажется нам корректным. Не менее важно и то, что численность населения не претерпела значительных изменений за эти годы. Поэтому для наглядности средние значения за 2018-2019 годы сравниваются с абсолютными показателями смертности 2020 года. Важное примечание: в инфографике объединены данные по Туркестанской области и Шымкенту, так как до середины 2018 года они составляли одну Южно-Казахстанскую область.
О наблюдающейся тенденции на республиканском уровне: в 2018 и 2019 годах в Казахстане в среднем умирало по 11 тыс. человек в месяц. Показатели за январь и февраль 2020 года мало отличались от двух предыдущих годов. Но режим ЧП, введенный в середине марта 2020 года, сильно изменил картину. За полмесяца жесткого карантина смертность упала на 23%, а в апреле – на 60%. Однако в мае, только треть которого прошла в режиме ЧП, в стране наблюдался ее всплеск – на 31% от средних значений. В июне ситуация усугубилась ростом смертности на 36% от средних значений за прошлые два года. В июле – наиболее острой фазе пандемии и моменте повторного введения жесткого карантина – смертность возросла в 2,3 раза. В августе и сентябре страна наблюдала постепенное уменьшение смертности благодаря строгим карантинным мерам, которые были смягчены во второй половине августа. В октябре снижение избыточной смертности продолжилось, но показатель все еще превышал данные за предыдущие два года. В ноябре уровень избыточной смертности оставался на уровне октября, но вырос на 17% в сравнении с ноябрем 2018 и 2019 годов. В декабре он увеличился на 5,6% относительно ноября и на 20,8% относительно среднего показателя за декабрь в два предыдущие года.
2021 год начался со снижения избыточной смертности по отношению к декабрю 2020 − на 4,7%. В сравнении с январем 2018 и 2019 годов показатель оказался на 3,1% выше.
О наблюдающейся тенденции в разрезе регионов: региональная статистика соответствует республиканской тенденции, однако в отдельных регионах ситуация может отличаться. Особенно здесь стоит выделить Жамбылскую область, где наблюдалось необъяснимое снижение смертности в мае – на 3,8% от среднемесячного значения. Не менее примечательна ситуация в Алматы, где сокращение смертности в апреле составило рекордные 73%, а рост в мае − всего лишь 4,1%. Подобное снижение, вероятно, можно объяснить установкой блокпостов и резким уменьшением смертности от ДТП, которая является самой высокой в Казахстане. Тем не менее, сложно объяснить почему в мае в Алматы мы не видим хотя бы 20% роста избыточной смертности, который является минимумом для всех остальных регионов. Худшими регионами по росту смертности стали Западно-Казахстанская, Кызылординская, Костанайская, Карагандинская и Павлодарская области, где рост составил свыше 40% от среднего значения 2018-2019 годов.
В июне не было ни одной административно-территориальной единицы, в которой не произошел рост смертности по сравнению со средними значениями предыдущих лет. Минимальные значения показали Атырауская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области (в пределах 11-15%). Наиболее высокий рост продемонстрировали Мангистауская, Кызылординская области, а также столица и Алматы – у всех рост в районе 56%. Худший результат в Туркестанской области и Шымкенте – рост 66%. В июле ситуация с избыточной смертностью ухудшилась ещё сильнее: практически каждый регион показал двух-трехкратное увеличение ее уровня. В августе и сентябре он начал снижаться, но все еще превышал средние значения прошлых двух лет в каждом регионе на 30-75%.
В октябре снижение продолжилось, большая часть регионов показала рост избыточной смертности в пределах 5-20% относительно 2018 и 2019 годов. Однако в четырех регионах было зафиксировано на 52 случая меньше, чем в предыдущие два года, в Кызылординской области − на 6, а в Северо-Казахстанской области − на 23. Аналогичный уровень смертности в свою очередь показала Мангистауская область. В ноябре Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Кызылординская и Мангистауская области также показали небольшое сокращение избыточной смертности в сравнении с предыдущими двумя годами. Но это снижение компенсировало существенное увеличение количества умерших в Восточно-Казахстанской (+605), Костанайской (+211) и Северо-Казахстанской (+211) областях. В декабре большинство регионов зафиксировало около 100 избыточных смертей, кроме Восточно-Казахстанской (+436), Алматинской (+425) и Жамбылской (+216) областей.
В январе 2021 года почти все регионы демонстрировали либо сходные с январем 2018 и 2019 годов значения, либо небольшой прирост. Больше 100 смертей зарегистрировали лишь в Павлодарская (+124), Северо-Казахстанской (+116) и Восточно-Казахстанской (+108) областях.