Первый номер журнала авторы решили приурочить к Международному женскому дню и «вспомнить, чему в действительности посвящен этот день». Перед аудиторией предстали четыре молодые девушки и один парень. Олеся Ковтяк первой взяла слово и начала с рассказа о месте женщины в современном мире. Она задалась вопросом, могли бы нынешними женщинами гордиться Клара и Роза, достаточно ли прав для существования в обществе без предрассудков? Следом последовал отрицательный ответ автора.
Олеся Ковтяк:
— Глянец, СМИ и реклама – самые массовые распространители гендорных предрассудков. Они транслируют гендерный сексизм, который хорошо продается, исключают то, что мужчины и женщины могут быть солидарны. Нам важно иметь альтернативное информационное пространство, мы делаем маленький шажок для этого.
Также автор отметила, что сейчас кинематограф популяризует романтизацию насилия над женщинами, приведя в пример недавно отгремевший фильм «50 оттенков серого». В этот момент с задних рядов аудитории раздался мужской голос: «А как же насилие над мужчинами?». Но все вопросы решили оставить на следующую часть презентации.
Далее каждый из авторов рассказал о своих материалах. Аруна Алимтаева затронула тему «бодипозитива» (принятие собственного тела), закончив цитатой: «Женщины боролись за равные возможности на рынке труда, только для того чтобы тратить свою зарплату на товары, превращающие их самих в товар потребления». Аплодисменты.
Не обошли стороной и темы, затрагивающие ЛГБТ-сообщество. В итоге юдольцы сказали, что выступают за квир-феминизм – движение за гендерное и сексуальное равенство.
По расписанию начался кофе-брейк, гости, подавляющие большинство из которых были женщины, расхватали журналы по несколько на руки.
Перешли к обсуждению и вопросам от аудитории. К авторам присоединилась иллюстратор журнала Вероника Доломан. А первый вопрос последовал от оппонентки феминисток, которую интересовало, как все же угнетают женщин Казахстана.
— Я считаю, что феминизм — это борьба за наши женские права. Все права должны быть нам возвращены, мы не должны иметь равные права с мужчинами на наше тело, мы должны иметь это право, - ответила Вероника Доломан. - Почему нам насаждается патриархальный культ, когда тело женщины должно быть идеальное, ниже бровей не должно быть ни одного волоска, хотя это абсолютно нормально и естественно? Почему в журналах и СМИ тело женщины идеальное, без жира и единого волоска? Это даже попахивает педофилией. Это загоняет женщину в стандарты, у нее не остается сил выходить за рамки подобного мышления. Я считаю, это в первую очередь политическое оружие.
Олеся порекомендовала девушке почитать феминистские тексты, полагая, что ее оппонент не понимает, о чем говорит. Все происходило с некой усмешкой со стороны феминисток и выглядело не совсем приглядно. Плавно все действие переходило в подобие семинара о феминизме, гости высказывались о наболевших проблемах. Одна девушка заявила, что хочет гулять по ночам в клубах, да так, чтобы мужчины не оказывали ей знаков внимания и …не плевали, получив отказ: «Мне говорят, что я в первую очередь казашка, мусульманка, девушка. Я знаю, что не все мужчины плюются на девушек, получив отказ. Но такая реакция ожидаема. Хотя я могла просто сказать: извините, у меня нет настроения, я пью сегодня». В этот момент в дискуссию влилась оппонентка феминисток, сказав, что изнасилования происходят во время распития алкоголя в ночное время, - «человек пьяный, ему будет плевать на ваши желания, он возьмет вас и изнасилует». Слышится «тшш, девушка, тшш» и пояснения, что такое происходит и в семьях, и кругу друзей, и в подворотне.
Говорили феминистки и о заработной плате. Девушки из «Юдоль» предположили, что работодатели не повышают женщин из-за того, что те могут уйти в декрет. Их попросили привести пример подобных компаний. В ответ на просьбу они сказали, что выкладывали сравнительный график средней заработной платы мужчин и женщин за 2013 год, взятый с сайта электронного правительства.
После каждого вопроса начинался спор. Приведу лишь несколько коротких цитат: «президент говорит, что женщина несет моральный облик страны и должна ходить с высоко поднятой головой, не оглядываясь, иначе сама нарвалась», «почему мы не можем ходить с волосами подмышками?»
Многие женщины высказывались о своей позиции относительно темы, и признавались, что чувствовали себя одиноко и очень рады найти единомышленниц. Меня же интересовало, почему группа авторов считает, что в стане все плохо с правами женщин и как они исследовали этот вопрос. Ответила Олеся Ковтяк:
— У нас в Алматы существует только один кризисный центр для женщин, и он не государственный. Это показатель того, что у нас все плохо или нет? Я читала, что они не справляются с потоком женщин, которые хотят к ним обратиться. Естественно, небольшой центр не может помочь всем женщинам, например, страдающим от домашнего насилия. У нас есть статистика по заработной плате, самый большой разрыв есть на руководящих должностях. Мужчины везде больше получают. Поборники традиционной морали покушаются на наши существующие права. Это не отражается законодательно, но учитывая сексисткие перлы президента, стоит задуматься.
На самом деле в Алматы есть несколько центров, союзов и ассоциаций, оказывающих поддержку женщинам при насилии и нежелательной беременности. Например, центр «Подруги» появился еще в 1998 году, с 1999 года работает центр «Забота», два года назад проект «Дом мамы» открыл три кризисных центра, один из которых находится в Алматы. А с прошлого года в рамках проекта действует 20 домов мам по Казахстану. Кстати, по данным агентства по делам государственной службы, 55% госслужащих — женщины. В том же году каждым четвертым депутатом в нижней палате парламента была женщина. Странно, что феминистки не обратили внимания на эту статистику.
Дальнейшие планы фонда пока ограничиваются подобными собраниями и просветительской деятельностью.
— Мы собираем единомышленников. Это очень важно в информационном поле, существующем в Казахстане. Мало альтернативных источников информации, пространств без предрассудков, где можно найти адекватных и солидарных людей. Где еще мы можем так собраться и не столкнуться с предрассудками, мизогинией, гомофобством? Наш первый тираж 99 экземпляров, мы называем это не каким-то журналом, это некоммерческое издание. Мы позиционируем себя как общество людей, а не журнал. Материалы будут распространяться в электронном виде.
А мне казалось, что я иду на презентацию первого в Казахстане феминистического журнала.