Маргарита Бочарова, Vласть

 

Руководители отечественных благотворительных фондов не видят смысла говорить о дефиците гражданского участия в проводимых ими общественно-полезных мероприятиях. Волонтеры отмечают довольно высокую вовлеченность общественности во всякого рода благотворительные акции. Однако, согласно мировой статистике, Казахстан по рейтингу благотворительности уступает подавляющему числу стран мира.

 

В мировом рейтинге благотворительности за 2011 год Казахстан занимает 110-е место из 153-х возможных. Стоит отметить, что в 2010 году страна вместе с соседним Кыргызстаном занимала 121-е место в рейтинге. Показательным является тот факт, что, если Казахстану удалось за год подняться на 11 позиций, соседняя республика совершила скачок в 47 пунктов.

 

Кроме Кыргызстана в первой сотне рейтинга присутствуют и все остальные центрально-азиатские страны. Таким образом, Казахстан, занимая в 2011 году первое место среди стран региона по размеру ВВП, оказалась на последнем месте по уровню развития благотворительной сферы. В чем причины такого положения дел, Vласть узнает у юристов, представителей казахстанских благотворительных фондов и непосредственно волонтеров.

 

1. Несовершенство законодательства, регулирующего благотворительную деятельность

 

Айгуль Каптаева, руководитель Центра Некоммерческого Права (ICNL Kazakhstan), в первую очередь отмечает недостаточное количество стимулов для поощрения и развития благотворительности в Казахстане. Физическим лицам, жертвующим деньги или имущество на благо общества, не предусмотрены никакие льготы. Определенными финансовыми привилегиями обладают только корпоративные доноры.

По примеру международной практики в Казахстане для некоммерческих организаций могут быть введены такие налоговые стимулы, как освобождение от налога на доходы, полученные от экономической деятельности. Каптаева убеждена, что в будущем законе «О благотворительной деятельности в Республике Казахстан» должны сочетаться как регулирующие, так и стимулирующие работу соответствующих фондов принципы.

 

2. Формальное существование большинства благотворительных фондов

 

Жангельды Сарсенов, вице-президент частного благотворительного фонда «Аяла», считает, что большинство благотворительных организаций в Казахстане «существует только на бумаге». Переходя из года в год в реестры общественно-полезных объединений, эти фонды при этом не функционируют, говорит он.

Поясняя ситуацию, Сарсенов обращает внимание на существующую процедуру ликвидации организаций. По его мнению, руководители тех или иных общественных фондов просто не желают тратить время и усилия на оформление официального прекращения своей деятельности, и поэтому в Казахстане так много благотворительных организаций.

 

3. «Дымный хвост» 90-х годов

 

Представитель частного фонда «Аяла» отмечает, что существующим на сегодняшний день в Казахстане некоммерческим организациям все еще присуще стремление к «отмыванию денег, получению каких-то льгот, преференций и т.д.». Законодательно «этот шлейф надо отрубить», комментирует проблему Сарсенов.

Жулдыз Омарбекова, президент Благотворительного фонда «Бауыржан», утверждает, что сегодня стало «модным» называть любую коммерческую деятельность общественно-полезной. Статус неправительственной организации в таком случае позволяет владельцам получать не облагаемую налогом прибыль.

 

4. «Проедание» государственных грантов

 

Глава благотворительного фонда «Бауыржан» «любимчиками министерства культуры и акиматов» называет некоммерческие организации, которые создаются с целью выиграть тот или иной государственный грант. Отмечая широкую финансовую поддержку государством различных социально-значимых проектов, Омарбекова сетует на то, что такая практика «испортила нас».

По ее мнению, основой благотворительной деятельности должна оставаться исключительно инициатива. «Мы ждем, какой лот выйдет, и только его реализуем – вот это самое страшное, что с нами произошло», - говорит Омарбекова, поясняя последствия обилия государственных субсидий для отечественного благотворительного сектора.

 

 5. Непрозрачность деятельности благотворительных организаций

 

По информации благотворительного фонда «Бауыржан», лишь 7% благотворительных организаций страны регулярно публикуют свою финансовую отчетность. Среди руководителей казахстанских общественных фондов все еще бытует мнение о том, что финансы объединения – это сугубо личное дело их владельцев.

Остальные главы благотворительных фондов либо не видят смысла в обнародовании таких данных, либо опасаются за последствия: возможные вопросы от общественности для них крайне нежелательны. 

 

6. Ограниченность материальных ресурсов у волонтеров

 

В целом, денежные пожертвования составляют всего 12% от общего объема благотворительной деятельности в Казахстане, что также является самым низким показателем среди стран Центральной Азии. Исследования по Алматы, проведенные фондом «Бауыржан», показывают, что оказанием материальной помощи по возможности занимается 21% алматинцев.

 

7. Недостаток информированности о возможностях оказания помощи

 

Другой причиной эксперты называют слабую информированность казахстанцев. Они не знают о том, как и кому можно помочь, даже если готовы это делать. В связи с этим для многих социально активных граждан единственным проявлением благотворительности остается отправка смс или небольшие пожертвования.

 

8. Отсутствие культуры бескорыстной помощи окружающим людям

Дарья Лахина, волонтер с многолетним стажем, считает, что бескорыстно помогать людям «у нас не в почете». Неработающая часть населения Казахстана – пенсионеры и молодежь – либо сами ожидают помощи от общества и государства, либо заняты совершенного другими делами, делится своим мнением Дарья.

По этой причине ей очень хочется, чтобы при встрече с волонтерами или членами благотворительных организаций мы чаще выражали свое восхищение их работой, а затем непременно присоединялись. Она уверена, каждый из нас в той или иной степени причастен к благотворительности: «…ведь с детства нас воспитывают хорошими и добрыми людьми и учат помогать другим».