Составители письма отмечают, что в Восточный Казахстан «в последние месяцы зачастили корреспонденты западных и прозападных СМИ».
Они подтвердили, что действительно встречались в Усть-Каменогорске с корреспондентом российского сайта «Медуза» Ильей Азаром.
«На нашей встрече спрашивал о положении русских, о государственном языке. Мы подробно рассказали ему о русских в Казахстане, о нашей общей истории, о роли государственного языка, о том, как живется всем нам в нашей стране. Но когда мы прочитали его статью «Усть-Каменогорская народная республика. Ждут ли русские в Казахстане «вежливых людей»: репортаж Ильи Азара», пришли в недоумение», - пишут авторы открытого письма.
По их мнению, Азар «все перевернул с ног на голову».
«Написанное им откровение - провокация и подлог. Смесь измышлений, домыслов и лжи!», - заявляют активисты славянских объединений. Они уверены, что опубликованная статья - это «иностранная попытка разжечь межнациональную рознь, столкнуть русских и казахов». В связи с этим авторы письма считают, что казахстанские правоохранительные органы должны дать соответствующую оценку публикации.
Под письмом свою подпись поставили руководитель филиала ОО «Республиканское славянское движение «Лад» в ВКО Олег Навозов, руководитель ВКФ «Русская община Казахстана» Олег Масленников, активист ОО «Республиканское славянское движение «Лад», представитель фонда «Русский мир» Николай Плахотин и атаман Казачьего землячества им. Ермака Тимофеевича Валерий Чмутов.
По словам автора резонансной публикации Ильи Азара, никто из героев его материала с ним на связь не выходил. Все отклики на материал он читает в опровергающих интервью и открытых письмах.
«Не знаю наверняка, что побудило руководителей славянских организаций Усть-Каменогорска выступить с подобным заявлением, но полагаю, что на них надавили. Очень забавное у них получилось письмо: вроде бы от своих слов они не отказываются, но при этом статья «провокация и подлог, смесь измышлений, домыслов и лжи». Я же их за язык не тянул, а просто спросил, есть ли у русских в Восточном Казахстане какие-то проблемы, а потом процитировал ответы, снабдив их комментариями других местных русских, которые утверждают, что все у них в Усть-Каменогорске отлично», - сообщил Vласти спецкор Meduza.
«Не вижу здесь никакой провокации или разжигания национальных столкновений. Общий смысл статьи такой: «есть небольшие проблемы, но в целом все хорошо, тем более пока Назарбаев у власти; все равно нам лучше уехать, потому что проще жить в России, где все говорят по-русски; если Назарбаева сменят националисты, будет хуже; Путина мы с армией не зовем, и он не придет, но если вдруг придет, то чего уж, не прогонять же его». Как-то так. От себя я вообще ничего в репортаже не добавлял, на то он и репортаж, а не публицистический текст. Возможно, господа Плахотин, Масленников, Чмутов и Навозов просто испугались. Меня вообще удивила реакция казахстанских блогеров и властей», - считает журналист.
Также Азар заметил, что надеется, что «герои репортажа, благодаря своей яростной отповеди, не пострадают - я уже начал за них беспокоиться».
Напомним, в понедельник бывшая команда Lenta.ru под руководством Галины Тимченко запустила свой новый проект – Meduza. Один из первых материалов издания был посвящен жизни русской общины Усть-Каменогорска. Репортаж вызвал негативную реакцию казахстанских пользователей социальных сетей. Во вторник, 21 октября, интернет-издание на территории Казахстана было заблокировано. В настоящее время пользователи продолжают жаловаться на недоступность сайта на территории республики.
Издатель ресурса Meduza Илья Красильщик, комментируя Vласти блокировку сайта отметил, что никаких обращений от официальных структур Казахстана в редакцию не поступало:
«Мы никакого письма не получали, но я не могу утверждать, что его не было у хостинга. Но по требованию проверяющих органов мы бы текст все равно не сняли».
Vласть до сих пор не получила ответ от Комитета по связи, информатизации и информации о том, был ли заблокирован сайт издания Meduza, хотя трехдневный срок, в который ведомства должны по закону о СМИ отвечать на запросы журналистов, уже истек.