Легенда гласила о поиске работы для подруги-колясочницы.  Первым делом были просмотрены предложения о работе в швейной мастерской – освоить это искусство наверняка проще, чем получить, например, высшее образование, так что работа должна быть, по идее, более доступной. Автор первого объявления бодро рассказала об условиях труда и оплаты и удивилась, узнав, что кандидат не совсем здоров.

 

- Подруга шьет, умеет кроить, но прикована к инвалидной коляске, - уточнила я. – У вас есть условия для такого сотрудника?

 

- Вы знаете, вообще-то нет. И с реставрацией, скажем, свадебных платьев она не справится. Нужно делать замеры, сидя это невозможно, - ответила собеседница. – Но, если она действительно профессионал, могу ее посадить на готовые изделия и организовать условия.

 

На второй звонок откликнулся мужчина и на вопрос, подойдет ли швея-инвалид, ответил: «У нас работают двое глухонемых, а вот насчет колясочника – вряд ли. Помещения наши – на втором и третьем этажах, лифта нет. Был бы – пожалуйста. У нас нет ограничений ни по возрасту, ни по национальности, ни по другим параметрам. Просто для работника в коляске нет условий».

 

Еще несколько владельцев ателье объяснили отказ тем же: нет пандуса, нет лифта, маленькие двери – коляска не проедет, - узкая лестница и т.д.

 

Одна из собеседниц  Vласти  искренне огорчилась, узнав, что должна ответить «нет» потенциальной сотруднице по такой неприятной причине, как отсутствие возможностей для нормального передвижения.

 

- Это ужасно. А ведь наше руководство, видимо, это даже не продумывало, - вздохнула она. – У нас цокольный этаж, очень крутой спуск, на коляске не проехать… Спасибо, что позвонили. Будем над этим думать.

 

Хозяйка мебельного салона на вопрос о консультанте-инвалиде отреагировала довольно резко:

- Конечно же, нет!

- Почему? У вас нет пандуса?

- А вы их в городе вообще видели?

- Ну, кое-где есть всё-таки.

- В том-то и фокус, что кое-где, - сказала она. - Да и не только в пандусе дело. У нас помещения  разноуровневые, на коляске неудобно. И проходы неширокие, мы даже мам просим детские коляски на улице оставлять, чтобы ничего не задели и не повредили.

 

Должность оператора-кассира в интернет-кафе тоже оказалась недосягаемой: помещение не предназначено для инвалидов. Из нескольких владелиц маникюрных салонов, куда требовался мастер, только одна восприняла идею с трудоустройством колясочницы относительно спокойно.

 

- Как и во всех салонах города, у нас таких условий нет, - призналась она. – А вы не подскажете ширину кресла? Нет? Давайте сделаем так. Пусть она принесет портфолио, или вы принесите, если так удобнее, а я посмотрю. Понравится – можно решить вопрос с креслом.

 

Вторую собственницу салона мой вопрос ошарашил. По всей видимости, женщина впервые в жизни осознала, что в городе есть люди, которые передвигаются посредством инвалидного кресла.

 

- И как вы это себе представляете?.. Ей у нас трудно будет передвигаться. И как она на работу будет добираться? – поинтересовалась собеседница.

 

– На коляске. Она же ездит по городу.

 

- Могу только пожелать вашей подруге удачи, но меня такой вариант не устраивает, извините.

 

Была еще вакансия администратора в парикмахерской: «Девушка 22-35 лет, привлекательной внешности, ответственная, исполнительная, коммуникабельная, без вредных привычек, Дева по знаку зодиака, желательно с высшим образованием». Узнав, что есть подходящая кандидатура, и даже зодиакальные критерии соблюдены (сочинять – так по-крупному), на том конце провода воодушевились, но радость как руко   й сняло после оглашения нюансов. Мне растолковали: в рабочие обязанности входит разнос чая-кофе и срочные покупки в магазине, так что брать человека с низкой мобильностью  - нерезонно.

 

В «корзину» полетела и должность администратора в стоматологии, хотя пандус там имеется. Причина – неприспособленные для инвалидов переходы между кабинетами. Шанса устроиться дизайнером в фотосалон (требования простые – знание нескольких базовых программ) подругу лишили сразу. Стать преподавателем на бухгалтерских курсах («у подруги диплом вуза и стаж работы») также не получилось.

 

- Третий этаж, помочь подниматься некому, - пояснила сотрудница учебного заведения.

 

- Значит, ваше начальство не в курсе, что инвалиды тоже могут преподавать? Или посещать курсы?

 

- Выходит, так.

 

Откровенно говоря, стало обидно за несуществующую подругу. В моем описании она, к слову, была молодой, симпатичной, общительной женщиной и профессионалом своего дела, то есть наверняка имела преимущества при отборе кандидатов. Но инвалидная коляска обесценила все положительные качества. Сложно представить, какую силу воли нужно иметь соискателю с ограниченными возможностями, чтобы не отчаяться и продолжать поиски.

 

Справедливости ради – конечно же, я обзвонила не все объявления о работе в столице. Поэтому предположу, что в городе есть работодатели, позаботившиеся о пандусах и о том, чтобы в их компаниях можно было перемещаться и пешком, и на колясках. Работодатели, не теряющие дар речи при столкновении с реальностью.

 

В заключение процитирую комментарий интернет-пользователя, найденный под старой новостью о выделении средств на трудоустройство инвалидов: «Если бы к нам относились не как к людям третьего сорта, то даже со скромными средствами уже сделали бы хоть что-то. Приведу один из многочисленных примеров. В соседнем магазине есть пандус для инвалидных колясок. Когда в бураны его регулярно заметает, они чистят только лестницу. Слава богу, что я все еще ходячий».