Оригинальное название: Tomorrowland
Выход в прокат: 21 мая 2015
Режиссер: Брэд Бёрд
Создано: Walt Disney Pictures
Стоимость билетов: от 700 тенге
Просмотрено: за 130 минут
Актеры: Джордж Клуни, Хью Лори, Брит Робертсон
В 1964 году на Всемирной Выставке в Нью-Йорке юный Фрэнк Уокер – круглолицый румянощекий пацан лет девяти, пытается выиграть приз в 50 долларов, представив свое изобретение. Правда, революционный гаджет – реактивный ранец, - работает с грехом пополам. Приемщик оценочной комиссии, некто Дэвид Никс (традиционно желчный Хью Лори), на эти недостатки ребенку указывает, рекомендуя доработать летучие качества рюкзака. Внезапно появляется девочка с ледяными глазами и богатой мимикой (дебютантка Рафи Кэссиди) и заманивает юного Уокера в странный мир, где все сияет и искрится – идеальный мир будущего, о котором грезят все фантасты со времен Брэдбери и Азимова.
Затем сюжетная линия перемещается в наши дни, где хулиганистая девушка с отличными инженерными навыками (Брит Робертсон) пытается остановить разрушение старой базы НАСА - из ностальгических соображений, видимо, - ну, и чтобы ее отец не потерял работу. Не без помощи вышеупомянутой девочки она тоже попадает в волшебный новый мир. А потом события начинают скакать по разным временам и пространствам, поражая зрителя красотой ландшафтов и агрегатов, и путая его свистопляской событий и идей.
По большому счету, «Земля будущего» вполне укладывается в канон фильмов, знакомых взрослой аудитории с детства – особенно у аудитории постсоветской. Здесь вовсю работает ностальгия по тем временам, когда космос был свеж, не познан и манил перспективами. На этой волне, поднятой Циолковским, Гагариным и Армстронгом, созданы почти все шедевры классической научной фантастики, а в мире кино волна эта породила целый пласт картин разных форм и значений – от милейших поделок соцлагеря типа «Приключений Пана Кляксы» до мрачных «Чужого» Ридли Скотта и «2001: Космической одиссеи» Кубрика. «Земля будущего» метит и вовсе в приятную нишу – фильмов почти детских по своему настрою и пафосу, фильмов, которые заставляли нас пересматривать «Полет навигатора» и обожать «Гостью из будущего». С Алисой Селезневой «Землю будущего» роднит и симпатичная героиня Афина, с ее огромными глазами и пионерской выправкой. И все бы было хорошо, если бы фильм Бёрда выдерживал этот настрой до конца. Но там имеется важный элемент – сценарист и продюсер Дэймон Линделоф. И это, конечно, беда.
Линделоф получил карт-бланш в Голливуде, создав сериал «Остаться в живых»(Lost). Самое рейтинговое телевизионное шоу нулевых настолько поразило и зрительскую аудиторию, и голливудских боссов, что никто и не обратил внимания на то, что Lost в последние сезоны превратился в жалкое зрелище, а его финал был безбожно слит. Потом Дэймон погубил долгожданного «Прометея» Ридли Скотта, и вот теперь он порезвился в «Земле будущего». Отчего фильм превратился в фирменную линделофскую путаницу, погряз в сюжетных дырах, попытался надкусить от всех пирогов и почти пошел ко дну под бременем многочисленных смыслов.
Нагромождение смыслов и посылов начинается уже с имен героев – девочку зовут Афина (древнегреческая богиня мудрости), девушка носит фамилию Ньютон (отсылка к сэру Айзеку), герой Лори носит фамилию Никс (божество ночи у древних римлян), герой Клуни, повзрослевший Фрэнк, – Уокер (Frank Walker – «свободный путник», жирный намек на несдерживаемую креативность героя). Дальше больше – озвучиваются идеи об избранности творческой/научной элиты, о ее стремлении к обособлению, - и тут же о ее, элиты, ответственности за человечество, поощряется творческое и техническое порывание вперед и ввысь – и тут же звучит язвительный выпад в сторону коллег-киноделов, смакующих тему апокалипсиса в своих работах… Перемещения по времени и пространству начинают отдавать заумью «Интерстеллара», а перегрузка внимания аудитории всеми этими посланиями разрешается по-детски наивно – длиннейшими монологами. Одна речь героя Хью Лори чего стоит!
Ну и главным месседжем картины звучит, словно позаимствованное из тренингов по лидерству и речей мотивационный спикеров, - «Думай о хорошем, - и все будет хорошо!». Настройся, значит, на позитив. Не самое худшее, впрочем, кредо…
Короче, пиши сценарий Кир Булычев, фильм получился бы куда более цельным и емким. А тут получилось тяжеловесное полотно, шатающееся из стороны в сторону, пытающееся сказать слишком многое – и все время что-то недоговаривающее. Да еще там есть линия с чувствами мальчика Фрэнка к девочке Афине – наверное, вышло бы трогательно, подай создатели ее тоньше и деликатнее… А так фильм венчает крайне странная сцена с суровым Джорджем Клуни на шестом десятке, нежно глядящим на девочку лет двенадцати – мы понимаем, что никто не хотел ничего плохого, но выглядит это все смутно.