Перед началом показа продюсер фильма Алишер Кайрат-улы произнес долгую речь, рефреном которой стала фраза «мы не хотели никого обидеть».
По словам создателей, мораль этого де-юре полнометражного фильма – «показать, что народ не должен делиться». «Мы хотели убрать стереотип шымкентца», - сказал продюсер Кайрат-улы с хищным блеском в глазах. Он вообще был заметно взволнован весь вечер. Еще бы – студент, задумавший снять разоблачающий фильм о своих соплеменниках, экая наглость. «Приходили дядьки и спрашивали: ты что, про нас кино снимаешь? Я сказал: сперва посмотрите, потом будете предъявлять». Напору Кайрату и правда не занимать, да и пиджак на юношеской фигуре сидит ладно.
Вот с деньгами у парня не задалось, но родственники и знакомые бизнесмены создание фильма щедро проспонсировали, попросив, тем не менее, не раскрывать бюджета.
Актеров на главные роли, как выяснилось, на кастинге выбрали других. Но те влюбились друг в друга и через 15 дней поженились. Пришлось искать замену. По счастливой случайности, режиссера Жанибека Жанкараева в эти дни пригласил на свадьбу друг. Там Жанибек встретил Шапагата Орынбаева, игравшего когда-то в местной команде КВН, и решил сделать его исполнителем главной роли. Сложнее пришлось с главной героиней. Чтобы найти Айасем Масакбаева, съемочной команде пришлось добраться аж до местного конкурса красоты. Айасем – «мисс обаяние» города Шымкента.
Вопреки ожиданиям организаторов – они явно растерялись – зал был набит битком. Не сумевшим вовремя оторваться от фуршета, сплошь состоящего из прелестей национальной кухни и чая с молоком, предлагалось взять подушечки и устроиться на ступеньках. Люди охотно соглашались.
Фильм начался с заставки, демонстрировавшей логотип продакшн-компании ALISHER KAIRATULY. Золотистый герб с двумя львами, видимо, намекал на серьезность намерений. Начальные титры крутились на фоне мечети, затем в кадре появился черный Mercedes-Benz S-Класс. Машина подъехала к дувалу, из нее вышла толпа мужчин в масках и с битами и ворвалась в чужой дом. Так в Шымкенте воруют девушек для последующего замужества. Свидетелем похищения своей внучки становится читающий утренний намаз умытый старичок. Помахав для блезиру ружьем, он, после отъезда гостей со связанной и кричащей своей внучкой, произносит победное «Yesss». Не зря жизнь прожил.
Весь фильм состоит из вот таких привычных для нашей действительности сцен. Вот дорожная полиция останавливает похитителей – и отпускает, несмотря на стиснутую на заднем сиденье девушку и переданную по рации ориентировку. Вот алматинские родители выспренним русским языком убеждают изнеженную дочь не выходить замуж за шымкентского. Вот эта самая девица ужасается признанию подруги: как, у тебя с ним было? Но ты же говорила с возлюбленным и только после свадьбы! Вот, вот, вот. Целый час. А потом я не выдержал. Встал и ушел.
Повторяя пафосные слова о единстве казахстанцев и «убирании стереотипов», ребята с этими самыми стереотипами и заигрывают. В отношении ко всему чужому и ко всем чужакам главные герои таят злобу, прикрываясь невинной улыбкой. Более того, они легитимизируют собственное поведение в своих же глазах. Такой явный когнитивный диссонанс. Главный герой – бедный шымкентский парень по имени Алим, приехавший покорять алматинские хребты – противопоставлен коварному укоренившемуся бизнесмену Арамису. Он внешне мил – этот Алим. Выдержан со старшими, великодушен ко младшим. Но вот чтобы заполучить деньги инвесторов, Алим без задней мысли соглашается обмануть остальных участников бизнес-конкурса. Ну, это мне так кажется, обмануть. В глазах же героя и создателей фильма – это не обман, так, юношеская шалость, доблестная даже.
«Потому что шымкентский» шизофреничен в каждой сцене. Зрителю показывают обманщика и ловкача, выдавая его за героя. Самое страшное, что создатели, судя по всему, искренне верят: таким и должен быть герой.
В какой-то момент я узнал Алима. Ведь это Алдар-Косе, любимый герой казахских сказок. В коллективной памяти народа не зря отпечатался именно этот герой – безбородый обманщик. У соседей не лучше – Иван-дурачок. Так и живем: мы обманываем и обманываемся, те – дурачатся.