Владислав Манузин, специально для Vласти
Сейчас в Казахстане идет пенсионная реформа, суть которой заключается в постепенном увеличении возраста выхода на пенсию для женщин с 58 до 63 лет и объединении активов всех частных пенсионных фондов в один государственный ЕНПФ.
В сравнении с другими странами, процесс подготовки реформы и ее обсуждения в Казахстане выглядит очень закрытым и однобоким. В мире принято обсуждать пенсионную реформу с гражданами и привлекать специалистов со стороны для более объективной оценки или в качестве третейского судьи.
Самое странное, что представители граждан в лице мажилиса должны были выражать мнение своих избирателей и вести диалог с правительством от имени населения. А получилось совсем наоборот - народные избранники совместно с правительством начали активную часть агитационной компании за проведение реформ только после того, как был подготовлен проект закона о пенсионном реформировании и принят в первом чтении в мажилисе.
Пенсионные реформы нужны и важны, поскольку нужно внедрять самый передовой международный опыт и учиться на чужих ошибках. Но то, как это происходит в Казахстане, вызывает только печаль и опасения, что с гражданами государство вести диалог не намерено.
Ниже несколько примеров пенсионных реформ в мире, процессов диалога и реакции на них населения тех стран, где они проводятся.
Пенсионная реформа в Канаде:
Население 33,5 млн. человек
Суть реформы - увеличить пенсионный возраст и снизить нагрузку на бюджет.
В данный момент структура пенсионных накоплений в Канаде складывается из трех статей:
-
Первая статья - это минимальное гарантированное базовое обеспечение для всех граждан Канады посредством двух систем Old Age Security (OAS), а для особо нуждающихся Guaranteed Income Supplement (GIS). Часть OAS не подлежит уплате гражданам, чей годовой доход превышает $69 562 на 2012 год.
-
Вторая статья - это Canada Pension Plan (CPP), в основе которого лежат поступления от работника и работодателя. При выходе на пенсию в возрасте 65 лет работник получает 25% от среднемесячной заработной платы за последние 5 лет. В случае, если вы хотите выйти на пенсию в 70 лет, вы получите дополнительные 8,4% к годовой пенсии.
-
Третья статья - это добровольные пенсионные накопления самих граждан.
Государство ведет диалог с гражданами, профсоюзами и НПО о том, как лучше подготовить и реализовать реформу с наименьшими уступками со стороны государства и со стороны граждан. Ищут золотую середину, процесс увлекательный и важный.
Вот тут можно прочитать про процесс коммуникации между государством и гражданами по пенсионной реформе в Канаде, все очень прозрачно и доступно. Главное что обе стороны готовы и открыты к диалогу и пытаются найти компромисс вместе.
Однако при всей прозрачности и открытости даже в Канаде существуют проблемы. В городах Манктон, Мирамичи, Батруст, Кэмпбелтон, Эдмундстон встал вопрос о дефиците денежных средств для выплаты пенсии гражданам, работающим в государственных учреждениях, а так же постепенном увеличении возраста выхода на пенсию. Последняя встреча между жителями Манктон и министром финансов Канады собрала почти 600 человек, и люди задавали министру вопросы о том, кто это придумал, почему не посовещались с профсоюзами и гражданами. При этом жители не стеснялись в выражениях и заявляли, что в случае изменений в пенсионной системе они объявят войну в провинции. Жители просили лишь то, что у них скопилось и на что они надеялись при выходе на пенсию. Скопилось у жителей канадских городов очень прилично, средняя сумма пенсий в год составляет около $20 603.
Министр финансов на встрече заявил, что ему стыдно, что переговоры с общественностью начались на такой поздней стадии, и при подготовке реформы не были учтены пожелания граждан. Однако, поскольку в случае сохранения текущей ситуации возникает большой дефицит бюджета, который, к сожалению, невозможно закрыть другими источниками, пенсионная реформа должна быть реализована, но в какой форме - государство будет договариваться с гражданами и профсоюзами.
Пенсионная реформа Тайваня:
Население 23,2 млн. человек.
С 2005 года на Тайване действует закон о трудовых пенсиях, согласно которому всем работникам открываются личные пенсионные счета, пополняемые на каждом месте работы. Компания-работодатель обязана переводить на такой счет сумму, эквивалентную 6% зарплаты работника. Также работники могут самостоятельно откладывать на пенсионный счет до 6% своего заработка. Оба вида отчислений освобождаются от подоходного налогообложения. Величина штрафа для компаний, не осуществляющих пенсионные отчисления, увеличена до 30 000 долларов США. Если работник достиг 60 лет, а его пенсионный счет пополнялся в течение 15 и более лет, ему начинает выплачиваться ежемесячная пенсия. Ее размер определяется путем деления суммы, скопившейся на пенсионном счете, на среднестатистический "период дожития". Если же средства на счет поступали менее 15 лет, то накопленная сумма выдается единовременно. Благодаря этому условию воспользоваться новой системой могут и лица, работающие по краткосрочным договорам или на началах неполной занятости.
Пенсионные накопления для государственных служащих складываются в следующей пропорции: 35% от работника, 65% от государства.
Суть проводимой реформы в построении единой пенсионной системы, включившей в себя отдельные отраслевые и секторальные пенсионные программы, строящиеся на сочетании накопительных принципов и государственного субсидирования.
Сейчас у Тайваня типичные проблемы: при сохранении текущей пенсионной системы прогнозируется, что пенсионная программа, покрываемая государством, для военных будет банкротом к 2019 году, для учителей - к 2027 году, для социальных работников - к 2031 году.
Обсуждение реформы проходило не только в недрах государственных учреждений, но также включало 124 общественных слушания с привлечением всех категорий граждан, общественных объединений и оппозиции.
Одной из точек преткновения является существование привилегированных категорий государственных служащих, таких как военные, чиновники и учителя, у которых пенсионные отчисления переводились на специальные депозиты, по которым была установлена преференциальная ставка в 18%
В 2005 году правительство предложило отменить преференциальную ставку как социально несправедливую, однако протесты заинтересованных групп, поддержанные парламентской оппозицией, оказались настолько сильными, что развития эта инициатива не получила.
За последние несколько лет пенсионная реформа претерпела множество корректировок с учетом мнения работников социальной сферы, граждан работающих в коммерческих организациях и оппозиции.
Несколько раз распускали правительство, в том числе и из-за невозможности найти консенсус по пенсионной реформе. Граждане регулярно выходят на митинги в защиту своих прав и говорят о притеснении со стороны государства и стремлении сэкономить на социальных работниках.
Пенсионная реформа в Европе
Еврокомиссия решила создать наднациональную систему пенсионного регулирования European Insurance and Occupational Pension Authority (EIOPA). Были предложены меры для устранения недостатков отдельных пенсионных систем и поиска точек роста для пенсионных накоплений.
Примечательно, каким образом происходит диалог Еврокомиссии и наднациональных организаций с гражданами всех стран Еврозоны.
На сайте Еврокомиссии существует целый раздел публичных консультаций по любым сферам взаимоотношения государства и граждан.
В 2010 году там были размещены материалы по предлагаемым мерам реформирования пенсионной системы евро зоны. Это лишь начальная стадия обсуждения, и все споры и диалоги еще впереди.
На сайте все очень доступно и понятно, материал рассчитан на все категории граждан, организации, консультационные советы, пенсионные фонды, коммерческие организации и вообще всех, кого могут касаться вопросы пенсионной реформы.
Основные проблемы, требующие решения:
-
Демографическая ситуация: включая старение населения, иммиграционные процессы и пр.
-
Реформирование подхода к накоплению от обязательного государственного к частному накоплению гражданами, мотивирование людей на продолжительную работу после пенсии дополнительными бонусами к пенсионным выплатам. Более честное распределение пенсионных выплат ориентированное на увеличение пенсий малоимущим гражданам.
-
Гендерный вопрос - женщины, как правило, зарабатывают меньше мужчин, но живут на пенсии дольше, поэтому суммы пенсионных накоплений у женщин должны выравниваться и учитывать увеличенные сроки выплат.
-
Влияние существующих пенсионных систем на макроэкономические показатели отдельно взятых стран и всей евро зоны.
-
Возможность перераспределения накоплений пенсионных фондов на затраты требующие вмешательства в финансовую систему всей евро зоны для борьбы с финансовым кризисом.
Только данное конкретное обсуждение проходило в течение 5 месяцев и собрало 1647
обращений, которые учитывались и принимались во внимание.
Пенсионная реформа Великобритании:
На данный момент в Великобритании ориентировочно 29 млн. человек являются основной рабочей силой во всех сферах экономики. 23 млн. работают в коммерческих компаниях, только 3,2 млн. используют схему пенсионных накопления, когда часть средств поступает от работодателя. Средняя пенсия работника социальной сферы 5600 фунтов в год. Для сравнения - средняя пенсия работников коммерческих организаций немногим выше 5860 фунтов в год. Тут есть тонкость, поскольку около 87% работников социальной сферы используют метод накопления, привязанный к заработной плате, и только 12% работников коммерческих организаций используют такую схему пополнения пенсионных накоплений.
В 2007 году правительство предложило реформирование системы пенсионных накоплений для работников социальной сферы. Данные реформы прямо затрагивают интересы около 40 млн. человек в возрасте от 18 до 65 лет.
Основные положения пенсионной реформы:
-
вводится новая система кредитов, которая расширяет число людей, имеющих право на государственную пенсию;
-
увеличивается размер базовой государственной пенсии в соответствии с ростом средней зарплаты;
-
увеличивается пенсионный возраст с 65 до 68 лет постепенно в течение 2007 - 2008 годов.
С 2012 года основное направление реформ - это изменение текущей ставки пенсионных выплат со 104 фунтов + различные вознаграждения до 144 фунтов в месяц без каких либо вознаграждений и льготных выплат. Начало реализации реформ запланировано на 2016 год.
Сейчас в Великобритании идет активное обсуждение данных реформ с привлечением государства и гражданского общества в лице различных комитетов, профсоюзов и НПО.
Члены Комитета Работников и Пенсионеров высказались в адрес правительства и премьер-министра с претензией, что обсуждение должно быть более открытым и государство должно делать гораздо больше в плане объяснения и аргументации желаемых реформ.
В 2011 году 20 профсоюзов объединились для участия в масштабной забастовке против пенсионной реформы. Около 2 млн. людей по всей стране включая медицинских работников, учителей, социальных служащих вышли на улицы.
Пенсионная реформа в Турции
В данный момент в Турции происходит изменение законодательства, касающееся деятельности пенсионных фондов. Однако от вышеописанных случаев эти изменения направлены на диверсификацию развития пенсионных фондов и расширение возможностей управления частными пенсионными фондами страны.
Основные цели этой реформы улучшить и упростить возможности для развития частных пенсионных фондов в которые люди вкладывают как обязательную часть пенсионных накоплений так и добровольные пенсионные отчисления.
Только за январь 2013 года 120 000 человек стали участниками добровольной накопительной пенсионной системы. Планируется, что еще около 500 000 человек присоединятся к схемам добровольного пенсионного накопления и доверят свои сбережения частным пенсионным фондам, тем самым увеличив объем пенсионных накоплений с $11 млрд. до $17 млрд. Для примера индустрия Паевых Инвестиционных Фондов (ПИФ) в Турции оценивается в $32,6 млрд. и обеспечивает 2% рост ВВП ежегодно.
Государство планирует изменить законодательство таким образом, чтобы пенсионные фонды, большинство которых дочерние организации банков, имели возможность вкладывать до 30% активов с помощью сторонних управляющих компаний, нежели используя только знания и опыт менеджеров своих матерински компаний.
Некоторые крупные европейские пенсионные фонды уже заинтересовались этой реформой и планирует выйти на рынок Турции для того чтобы поучаствовать в управлении активами частных пенсионных фондов.
Турецкая пенсионная система моложе казахстанской, она была одобрена парламентом в 2001 году, однако в связи с правильно проводимой процедурой внедрения эта отрасль растет большими темпами и приносит свои плоды как работникам, накапливающим на пенсию, так и пенсионными фондам, стремящимся в конкурентной среде предложить наилучшие условия и сервис своим клиентам.
Активы турецких пенсионных фондов в большинстве используются для покупки облигаций, акций и финансирования проектов и активов внутри самой Турции, что дает дополнительное стимулирование производства и роста ВВП.
Как видно, основную роль в процессе диалога между государством и гражданами в развитых странах, играют профсоюзы. Избираемые лидеры профсоюзных движений и представляющие значительную часть электората имеют возможность диктовать свои условия и от лица граждан участников профсоюза участвовать в процессе выработки нормативно правовых актов и отстаивать интересы работников.
Это достигается за счет того, что с гражданами принято считаться, поскольку они исполнили свое самое святое и незыблемое право отдать свой голос на выборах, любых, муниципальных, городских, или общенациональных. И легитимная власть существует только благодаря тому, что выборы состоялись и граждане проявили свою сознательность.