Маргарита Бочарова, Vласть

 

Каждый день отечественные телевизионные каналы предлагают зрителям более 250 различных программ, шоу, фильмов и сериалов. Проанализировав всего один день вещания десяти казахстанских каналов, Vласть выяснила, что сериалы составляют большинство от всего предлагаемого на сегодняшний день телевизионного продукта.

 

Проведенное исследование продемонстрировало, что каждый третий показ программы на казахстанском телевидении в будни – это трансляция западных, турецких или российских сериалов. При этом стоит отметить, что в прайм-тайм это соотношение становится еще более внушительным: почти в 40% случаев зрителю в это время предлагается посмотреть именно «мыльные оперы».

 

В абсолютном выражении цифры выглядят еще более впечатляюще: каждый из зрителей имеет возможность выбрать для просмотра один или несколько из более чем 80 ежедневно транслируемых сериалов, 20 из которых приходится на вечернее время.

 

Почти в четверти случаев казахстанцам предлагают насладиться многочисленными развлекательными программами, шоу и концертами. Примечательно, что за последние годы отечественных шоу-программ стало значительно больше. Тем не менее, вместе с сериалами они уверенно составляют более половины предлагаемых телезрителю программ.

 

Несмотря на то, что в прайм-тайм развлекательные передачи транслируют не в таком количестве, вкупе с сериалами ситуация не меняется: сохраняется подавляющее преобладание телевизионной продукции, призванной развлекать.

 

И только на третьем месте с удельным весом в 17,5% находятся ежедневные выпуски новостей. Рассмотренные телеканалы за день предложили аудитории 45 новостных программ, большинство из которых, вопреки ожиданиям, не пришлось на вечернее время. Однако в период наиболее активного времени телесмотрения такие программы занимали второе место после сериалов с долей в более чем 25%.

 

Почти 13% представляемых на телевидении программ относится к информационно-познавательным. Спектр таких передач чрезвычайно широк: от криминальной хроники до интеллектуальных шоу. Необходимо отметить, что в этом телевизионном сегменте по-прежнему значительную часть составляют программы российского, а не отечественного производства. Для них находится место и в вечернем прайм-тайме: около 10% транслируемых в это время программ относятся к данной группе.

 

Казахстанские телеканалы по-прежнему представляют крайне низкое количество детских программ и художественных фильмов: на каждую из категорий приходится всего 3% от общего числа предлагаемых на телевидении продуктов. В прайм-тайм некоторые каналы включают киносеансы: в среднем казахстанцы имеют возможность выбрать один из трех фильмов, показываемых после десяти часов вечера.

 

Наличие в программе телеканалов спортивных передач обусловлено тем, что в рассматриваемый период проходит Чемпионат Европы по футболу ЕВРО-2012. Благодаря этому спортивному событию футбольные матчи и обзоры стали составлять чуть более 1% предлагаемых аудитории телепередач. Небезосновательно полагать, что с окончанием турнира удельный вес спортивных программ в сетке вещания отечественных каналов станет еще более незначительным.

 

Менее одного процента ежедневно транслируемых телевизионных передач составляют кулинарные, религиозные программы и документальные фильмы. Заметных усилий стоило найти в программах телеканалов аналитические продукты отечественного производства – их практически нет.

 

Один из каналов также предложил аудитории программу, которую можно охарактеризовать как социально-значимую. Ее длительность составила всего пять минут, трудно предположить, каков был полезный эффект от такой программы.