Софья Пашкова, Астана, Vласть
В партии власти "Нур Отан" продолжают искать рецепты результативной борьбы с коррупцией. Очередное предположение: вся проблема – в новых законах.
Чего только не придумали уже для борьбы с коррупцией – программу на государственном уровне утвердили, законы приняли, даже общественные комиссии создали. Однако ожидаемого результата как не было, так и нет. Даже специальный антикоррупционный совет при партии власти, несмотря на свою активную работу, ничего не может сделать. В чем недавно признавался и глава совета, сенатор Оралбай Абдыкаримов.
Выступая на семинаре-совещании в госагентстве по управлению земельными ресурсами, он напомнил: общественный совет неоднократно рекомендовал агентству привлекать к ответственности всех «земельных» чиновников, невзирая на их должности. К примеру, Совет настаивал на привлечении к ответственности одного из территориальных начальников, а агентство, вместо того, чтобы внять рекомендациям, коррумпированного чиновника еще и повысило – до заместителя председателя агентства. Сейчас, правда, бывший зампред вместе с прежним руководителем получили уголовные сроки – за коррупцию. Но наказание пришло с запозданием.
Для обсуждения ситуации в «Нур Отане» организовали даже международную научно-практическую конференцию «Антикоррупционная политика Республики Казахстан на современном этапе: законодательство и практика его применения», пригласив не только казахстанских участников, но и гостей из-за рубежа – России и Китая.
Впрочем, интерес вызывали в первую очередь, предложения именно казахстанской стороны – хотя бы потому, что именно эти предложения будут воплощаться на практике. Как выяснилось, по мнению отечественных законодателей, проблемы коррупции кроются именно в отсутствии нужных законов. Секретарь «Нур Отана» Владимир Бобров заметил, что речь должна идти о новой стратегии борьбы с коррупцией, предусматривающей, в том числе и новый соответствующий закон.
Депутат мажилиса Светлана Бычкова конкретизировала: в стратегии акцент должен быть сделан на неприятие коррупции обществом в целом. А законопроект о противодействии коррупции, как выяснилось, группой депутатов уже подготовлен. По словам Бычковой, в нем отражены как нормы действующего закона «О борьбе с коррупцией», так и добавлены новые нормы, ориентированные «на вопросы противодействия коррупции, на формирование и реализацию именно антикоррупционной политики».
За принятие нового закона высказался и сенатор Оралбай Абдыкаримов. И даже указал, какие нормы должны в нем быть обязательно. Во-первых, в законе должны быть положения об обязательном, публичном декларировании доходов и расходов политическими и административными служащими, поскольку сегодня эти данные – «как тайна за семью печатями».
«В действующее законодательство нужно ввести нормы об обязательной подаче в отставку руководителей государственных служащих, совершивших коррупционные преступления, обязательном прохождении полиграфа кандидатами на должности с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, обязательной ротации государственных служащих и судей. При этом необходимо законодательно закрепить перечень должностей государственных служащих и судей, по которым должны предусматриваться ротация, а также порядок ее проведения», - уверен Абдыкаримов.
К антикоррупционной работе необходимо привлечь и общественность. А потому «нуротановцы» дружно высказались за активизацию работы над проектом закона «Об общественном контроле». Но в отличие от антикоррупционного законопроекта, над ним депутаты явно не работали, поскольку ограничились лишь сетованиями, что вопрос общественного контроля встает едва ли не при обсуждении каждого законопроекта, но при этом нет даже общих понятий и критериев такого контроля.
Станет ли новое законодательство панацеей от коррупции? Вряд ли. Ведь проблема всегда кроется не в законах, а в их исполнении. Но об исполнении законов пока столь же активно не говорят.
Фото журнала "Обозреватель"