Примечательно, что Ермек Амирханович возглавил киностудию в самый разгар первой волны мирового финансового кризиса и в достаточно сложное время проявил себя одновременно и как творческий человек и как крепкий хозяйственник. Студия была оснащена самым передовым на тот момент оборудованием и стала снимать по нескольку полнометражных картин в год. В кадровом вопросе Аманшаев также вел достаточно мудрую политику, давая возможность дебютировать талантливым молодым режиссерам (Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Фархат Шарипов, Ахат Ибраев и т.д.), при этом не забывая «уважить» и старшее поколение и режиссеров так называемой «Новой волны». Именно при Аманшаеве был побит рекорд кассовых сборов в отечественном прокате, а казахстанское авторское кино стало фигурировать в большинстве фестивалей класса «А».
Разумеется, что заменить Аманшаева после 6 лет плодотворной работы (в которой, справедливости ради, были и свои серьезные ошибки), должен человек, который, как минимум, сумеет поддержать курс экс-президента «Казахфильма». На данный момент потенциальными кандидатами на пост главы студии считаются четыре человека – два продюсера и два режиссера. Понятно, что дальнейшая политика студии будет зависеть от того, кто сядет в президентское кресло.
Самым маловероятным кандидатом в этом списке считается Досхан Жолжаксынов. В кинематографических кругах Жолжаксынов больше известен как актер. Два его продюсерских проекта – «Потерянный рай» и «Каждый взойдет на Голгофу» особого успеха не имели, равно как и режиссерский дебют в биографической драме «Бiржан Сал». К слову, вторая режиссерская работа – еще один байопик «Кунанбай» стал одним из последних проектов, запущенных на «Казахфильме» при Аманшаеве.
Жолжаксынов в качестве главы «Казахфильма» скорее всего возвратит студию во времена правления Сергея Азимова. В силу своего возраста, Жолжаксынов вряд ли разглядит перспективы в запуске молодежных проектов и коммерческого кино, сосредоточив внимание на тяжеловесных исторических картинах и отдав предпочтение проверенным десятилетиями товарищам по цеху, таким как Сатыбалды Нарымбетов, Талгат Теменов или Дамир Манабай.
С другой стороны, для полной «национализации» отечественного кино Досхан Жолжаксынов – идеальная кандидатура. Скорее всего, большая часть проектов, если он возглавит студию, будет сниматься на государственном языке. К тому же именно Жолжаксынов с радостью возьмется за заданную президентом программу, согласно которой, государственная студия должна сосредоточить внимание именно на исторических картинах.
А вот перспективы Рустема Абдрашова на президентское кресло выглядят менее туманными. В первой половине 2000-х он доказал свою состоятельность как режиссер, поставив авторские картины «Остров возрождения», «Курак корпе» и «Подарок Сталину», а в последние несколько лет Абдрашов уверенно занял место «любимого режиссера» главы государства, став бессменным постановщиком «бесконечной» киноэпопеи «Путь лидера».
Не в пользу режиссера говорит полное отсутствие у Абдрашова опыта работы на административных должностях. Предсказать поведение Абдрашова на посту президента «Казахфильма» довольно сложно. С уверенностью можно лишь сказать, что патриотическая линия в студийной политике в данном случае будет в полной безопасности. Каждой своей картиной Абдрашов доказывает любовь и преданность Казахстану (без всякого сарказма).
К слову, фамилия Абдрашова в последние годы прочно связана с именем продюсера Армана Асенова и поговаривают даже, что велика вероятность того, что студией они будут управлять в тандеме.
Кандидатура Асенова на посту главы «Казахфильма» в общем списке выглядит наиболее приемлемой. Во-первых, возглавляемая Асеновым студия «Байтерек» - одна из немногих производственных компаний, которая бесперебойно работает на протяжении последних нескольких лет. Во-вторых, Асенов несколько лет возглавлял гильдию продюсеров Казахстана. Ну, и в-третьих, он, как никто другой, понимает важность ко-продукции «Казахфильма» с иностранными компаниями и развития коммерческого кино. В качестве доказательства служат два его продюсерских проекта – «В ожидании моря» Бахтиера Худойназарова, снятый в Казахстане силами шести стран и «Возвращение в «А», первый отечественный фильм в формате 3D.
Минус Асенова заключается в том, что вопреки своей молодости, он не находит (или не пытается найти) общего языка с молодыми постановщиками. Все продюсерские проекты студии «Байтерек» либо снимались иностранцами (Егор Кончаловский, Бахтиер Худойназаров), либо «старшим поколением» режиссеров (Сатыбалды Нарымбетов, Дамир Манабай, Рустем Абдрашов). Впрочем, вполне вероятно, что возглавив «Казахфильм», он пересмотрит свою политику.
Достаточно неожиданно в списке потенциальных президентов «Казахфильма» всплыла фамилия Армана Шураева, до недавнего времени возглавлявшего телеканал «КТК». До сего момента совместных проектов у продюсера Шураева и студии «Казахфильм» не было. Тем не менее, Шураев вполне мог бы вывести студию на новый путь.
На счету Шураева три кинопроекта, которые снимал режиссерский дуэт Льва Мариупольского и Дениса Куклина. И если дилогия «Два пистолета» (несмотря на привлеченных российских звезд) особого успеха не имела, то картина «Кайрат-чемпион: Девственник №1» в свое время стала одним из самых громких и скандальных проектов отечественного кинематографа.
Нельзя также не принять во внимание, что, занимая пост гендиректора «КТК», Шураев вывел канал в список самых рейтинговых. Это говорит о том, что он точно знает, что востребовано сегодняшним казахстанским зрителем. Другой вопрос, как отнесутся «казахфильмовские» старожилы к человеку не из кинематографа.
Исходя из всего вышеизложенного становится понятно, что кто бы ни пришел на смену нынешнему замакима Астаны, аманшаевская эпоха на «Казахфильме» закончилась и новый президент будет строить свой собственный «путь лидера».
Вполне возможно, что ни один из представленных кандидатов не займет кресло президента «Казахфильма». Практику «спустить человека сверху» в нашей стране никто не отменял, да и вопрос о приватизации государственной киностудии по-прежнему остается открытым.