Вице-министр экономики и бюджетного планирования Алма Абылкасымова не стала рассказывать о «преимуществах отечественной политики в сфере миграции» и об «уникальном казахстанском опыте», а сразу обозначила несколько проблем. Во-первых, для Казахстана актуальна проблема «утечки мозгов» и замещения высококвалифицированной рабочей силы низкоквалифицированной. «Так, несмотря на общее замедление интенсивности внешней миграции, в среднем за последние 4 года, число эмигрантов превысило число иммигрантов с высшим образованием на 65%. В результате эмиграции высококвалифицированных специалистов, Казахстан стал испытывать дефицит трудовых ресурсов», — констатировала она.
При этом, по данным минэкономики, наибольшую потребность в квалифицированных рабочих испытывали предприятия и организации промышленности. Специалисты высшего уровня квалификации наиболее востребованы в организациях сферы здравоохранения, социальных услуг, образования.
Вторая проблема — по-прежнему низкий уровень адаптации оралманов. По словам вице-министра, из числа оралманов трудоспособного возраста, только 8,6 % имели высшее образование, 20,6 % — среднее специальное образование, 71 % — общее среднее образование, либо вообще не имели образования.
«В итоге, рост и пополнение трудовых ресурсов Республики Казахстан обеспечивается за счет притока населения с более низким уровнем образования и квалификации, либо её отсутствием, что затрудняет их интеграцию в казахстанское общество», — отметила Абылкасымова. При этом есть и проблема неравномерного расселения: более половины оралманов были расселены в Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской и Жамбылской областях, где и без того ощущается значительное демографическое давление на социальную инфраструктуру и рабочие места. В то время как в северных регионах страны есть нехватка людей — но туда оралманов не отправляли. «К 2050 году при текущей тенденции, население северных регионов сократится на 0,9 млн. человек, в то время как в южных регионах численность населения вырастет на 5,2 млн. человек», — предупредила вице-министр.
Есть также проблема нелегальной трудовой миграции. По оценке Института экономических исследований, проведенным на основе учета сумм денежных переводов граждан других государств, трудовая нелегальная иммиграция оценивается в пределах от 300 до 600 тыс. человек. В основном, нелегалы работают в секторах, где требуется низкоквалифицированная рабочая сила — сфера услуг, строительство, в качестве подсобных рабочих на рынках, на отдельных видах сельскохозяйственных работ с невысоким уровнем оплаты труда. Абылкасымова подчеркнула: «Запрет на въезд трудовых мигрантов не приведет к автоматическому заполнению этих ниш рынка труда казахстанцами в связи с низким уровнем оплаты труда в данных сферах».
Начальник Департамента миграционной полиции МВД Серик Саинов проинформировал, что ежегодно миграционной полицией регистрируется более миллиона иностранных граждан, еще 6-7 млн иностранцев въезжают в Казахстан и не подлежат регистрации. Из общего числа зарегистрированных почти все граждане СНГ — 400 тысяч граждане Узбекистана, 200 тысяч России, 100 тысяч Кыргызстана, среди стран дальнего зарубежья большинство составляют граждане Китая — до 70 тысяч и Турции до 50 тысяч. Наибольшее количество мигрантов в Алматы, Алматинской, Южно-Казахстанской, Мангистауской областях и Астане. При этом ежегодно выявляются около 100 тысяч нарушений правил пребывания в стране, большинство из них приходится на граждан Узбекистана (почти 70 тысяч), России и Кыргызстана. Более 4 тысяч выдворяются из страны с запретом въезда в страну до 5 лет. Принимаемые меры, по его словам, положительно сказываются на уровне преступлений со стороны иностранцев, в структуре преступности на них приходится менее 1% — большинство это кражи, грабежи, наркопреступления.
Однако в миграционной полиции видят и несколько тревожных тенденций. Одна из них — это планы по введению безвизового режима въезда для граждан стран — основных инвесторов. «Вместе с тем, безвизовый въезд может создать определенные трудности. После въезда в страну контроль за их пребыванием будет затруднен. В результате заинтересованные государственные органы не будут обладать информацией о месте пребывания граждан этих стран. Это обусловлено тем, что законодательством ответственность за регистрацию иностранцев возложена на граждан и организации, которые их пригласили, или принимали. Лица, прибывшие без виз, естественно, никем не приглашались, проживать в большинстве случаев они будут в гостиницах, которые не являются принимающей стороной и не несут ответственности за регистрацию и обеспечение своевременного выезда. В этой связи полагаем целесообразным проработать законодательное закрепление обязанности юрлиц информировать органы внутренних дел о проживающих у них иностранцев», — предложил Саинов.
Кроме того, по его мнению, в среднесрочной перспективе особого внимания будут требовать вопросы трудовой миграции. «В соответствии с соглашением, заключенным в рамках ЕЭП, граждане России и Белоруссии могут работать в Казахстане без квот и разрешений», — напомнил глава миграционной полиции.
При обсуждении проблемы миграции от участников дискуссии звучали и предложения значительно упростить въезд этническим казахам, желающим вернуться на историческую родину. Вице-министр труда и социальной защиты населения Кайрат Абсаттаров сообщил, что в рамках нового плана решения миграционных вопросов предусмотрено максимальное упрощение условий переселения для оралманов. Так, сроки получения гражданства сокращены с четырех лет до одного года, отменено условие по расселению с тем, чтобы люди могли выбрать сами, в каком регионе им больше нравится жить, предусмотрена материальная поддержка при переселении в регионы с дефицитом кадров, и многое другое.