Мероприятие короткой презентацией открыл политолог Данияр Кусаинов, который, как оказалось, желает покинуть пределы родной страны, как минимум, по пяти причинам. Молодой человек очень обеспокоен ситуацией с безопасностью на казахстанских дорогах, низким качеством высшего образования, а также полным отсутствием этики в поведении госслужащих. Кроме этого, он заявил, что не хочет «быть частью системы, которая создает такие перекосы, когда доходы богатых превышают доходы бедных слоев населения в 29 раз». Последним аргументом стало то, что для покупки квартиры площадью 30 кв. метров в Казахстане Кусаинову придется копить целых 8 лет - при условии сохранения заработной платы на уровне 120 тысяч тенге в месяц.
Касымхан Каппаров, директор Национального бюро экономических исследований, также считает, что в настоящее время в Казахстане достаточно объективных причин для отъезда - при чем не всегда они носят исключительно негативный характер. Он, например, подчеркнул, что «уровень доходов в Казахстане по большей части сравнялся с европейским», а значит, «барьер для эмиграции снизился». В результате, республику покидают высококвалифицированные профессионалы, и самая большая угроза в этом контексте состоит в том, что «в итоге останутся те, кто не смогут уехать».
Преподаватель Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова Александра Григорьева озвучила собственный взгляд на причины эмиграции молодежи. «Наш вуз ежегодно проводит профориентацию, мы ездим по сельским округам, школам и, грубо говоря, «хантим» наших будущих студентов. С чем мы сталкиваемся? К примеру, сельская школа, 8 выпускников. Из них пять ориентируются на российский вуз. И они уже поступили в российский вуз, потому что российские вузы приезжают к ним, проводят экзамены за свой счет, дают возможность поступления на бюджет», - рассказала молодой преподаватель.
Молодой исследователь Жанибек Хасан не стал искать причины эмиграционных настроений молодежи в стратегии других государств, а вновь вернулся к казахстанским проблемам. Он припомнил и многолетние очереди в детские сады, и излишний бюрократизм отечественной системы здравоохранения, и отсутствие свободы преподавания в вузах, и низкий уровень подотчетности госорганов, и довольно низкое место Казахстана в мировом рейтинге восприятия коррупции. Напоследок же молодой человек напомнил о кочевых корнях казахского народа: «Может быть, в ДНК прописано - когда, например, нет травы, ты уже с баранами, лошадьми своими будешь искать другое место».
Медиаспециалист Константин Нагаев по-своему продолжил тему животного мира. Он сообщил участникам круглого стола о том, что его 16-летняя дочь твердо намерена обучаться ветеринарии в российском вузе. Девушка объяснила свое решение отцу вполне доходчиво, поведав о том, как однажды солдаты дорожного патруля якобы вымогали деньги у ее друзей. После неприятного инцидента она задалась «недетским» вопросом: «Если со мной что-то случится, на кого мне надеяться в этой стране?». Нагаев уверен, что молодежь буквально бежит из страны, потому что попросту не знает, к кому обратиться здесь за помощью. «Мы не верим этому государству, вот и все», - озвучил он позицию молодых эмигрантов.
Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау», уверен, что у молодежи, уезжающей за рубеж, «большие проблемы» с собственной идентичностью. Эксперт считает, что причины эмиграционных настроений кроются ни много ни мало в «эрозии национальной идентичности». Нуров отметил, что на самом деле молодые люди уезжают из Казахстана потому, что больше не отождествляют себя со своей родиной. «Мне кажется, если мы эти проблемы идеологические решим, очень важные, которые бы позволяли четко задавать самоидентификацию гражданина <…>, не важно, уедет он или не уедет - главное, чтобы он служил своей стране», - выразил свою точку зрения спикер.
К вещам более приземленным вернулась в своем выступлении гражданский активист Арайлым Кубаева. Девушка выразила свое негодование ситуацией с общественным транспортом в стране. «Почему автобусы элементарно не останавливаются на остановках, а иногда просто проезжают? Почему они после 8-9 вечера исчезают куда-то из города? Почему это старые списанные немецкие автобусы, которыми Германия сама на протяжении 20-30 лет не пользуется?», - вопрошала студентка. Она убеждена, что именно решив такие «маленькие» проблемы внутри страны, государство сможет повысить уровень общественного оптимизма и минимизировать эмиграционные настроения.
Практически полярную точку зрения выразил студент КИМЭПа Жантемир Смаил. По его мнению, проблему следует искать отнюдь не в окружении, а внутри себя. Молодой человек так сформулировал свою главную проблему: «нет для меня большей ценности, чем я сам». И даже несмотря на то, что его выступление вызвало довольно позитивный отклик у аудитории, слова другого спикера оказали на присутствующих молодых людей куда большее впечатление.
Алия Жаксыбаева, молодая бизнесвумен и мать троих детей, смело заявила, что не только хочет уехать, но и планирует сделать это в ближайшие два года. «Моя дочь ходит в частный детский сад, я хожу в частные медицинские центры, и я не считаю, что я государству что-то должна», - заявила она. Государство, по ее мнению, «только кровь сосет» у предпринимателей. «Мне здесь плохо, мне неудобно здесь, моим детям здесь неудобно и небезопасно. И я не думаю, что я вот такой непатриот. А почему я должна быть патриотом?», - завершила она свою речь уже на фоне аплодисментов.
На эти и множество других вопросов участники круглого стола так и не нашли правильных ответов. Наверное, поэтому дискуссия завершилась на условно утешительной ноте - покинувшие пределы Казахстана граждане хоть и проявили в чем-то малодушие, однако всегда смогут выступать «проводниками» интересов республики там, где отныне живут.