Ярослав Разумов,  специально для Vласть
 
 
Если кто-то, услышав анонсы совещания «Разработка методологических подходов для новой системы социальных стандартов в Республике Казахстан», подумал:  «Вот, еще одно скучное мероприятие!»  -  то он оказался сильно неправ. Мало где в наше время можно получить такую правдивую информацию о социальной ситуации в стране.   А то, что его инициаторами  были столь серьезные организации, как Алматинский региональный центр партийного обучения Высшей партийной школы Народно-Демократической партии «Нур Отан», городской филиал правящей партии и Алматинский акимат, сразу снимает саму возможность домыслов на счет некомпетентности озвученной информации.

 

  Если придерживаться международных рекомендаций по оплате труда, то минимальная ежемесячная зарплата в Казахстане должна быть порядка $500. А она сейчас 18 660 тенге, или около $123, или $0,75 в час – то есть, в 4 раза меньше, чем  то регламентируют документы ООН. Данные эти были приведены не оппозиционными политическими деятелями, а весьма уважаемым экспертом, Серикжаном Берешевым, директором Казахского научно-исследовательского института труда. Помимо этого, он сделал достоянием общественности много других, интереснейших, фактов и оценок. Например, ученый заявил:
    - Заработная плата, в том числе, и минимальная, это, суть, договорная категория. И, естественно, определяться она должна путем переговоров или консультаций между работниками и работодателями, либо их представителями, с участием государственных органов. Это – одно из основных требований конвенции МОТ.  У нас же нет никаких консультаций.

 

Далее он отметил, что в индустриально развитых странах минимальная заработная плата составляет от 40% до 60% от средней зарплаты по стране.  В Казахстане же идет уменьшение удельного веса минимальной зарплаты в средней зарплате, и самым низким этот показатель был в прошлом году… Ученый обозначил целый ряд методологических проблем в определении социальных стандартов, в частности, прожиточного минимума. Но – при этом несколько раз возвращался к принципиальной необходимости признать договорную сущность определения минимальной зарплаты с определением ее размеров путем коллективных переговоров на республиканском уровне.
 

  - Я поверю в реальность социального партнерства в Казахстане только тогда, когда ее уровень будет установлен трехсторонним Генеральным соглашением между правительством, республиканским объединением профсоюзов и республиканским объединением работодателей, - подчеркнул г-н Берешев.
 

Но еще острее прозвучало выступление Веры Можаровой, старшего научного сотрудника Казахстанского Института стратегических исследований при Президенте РК (задумайтесь о должности спикера!)
Как оказалось, сегодня прожиточный минимум в Казахстане вдвое отстает от российского; на 16% ниже того, что определен для городского населения Китая. Если сравнивать с европейскими странами, то бедная Болгария опережает нас по этому показателю в 3 раза, а богатый Люксембург – в 14,3 раза. Здесь г-жа Можарова сделала очень важное и справедливое замечание:

 
-Европейские стандарты – это дальние перспективы. А вот наши ближайшие соседи, учитывая, что мы с ними живем в условиях Таможенного союза и, в перспективе, ЕЭП, со свободным перемещением трудовых ресурсов и товаров…  В решении вопросов разработки прожиточного минимума нам необходимо международная сотрудничество и координация работы с российскими коллегами; это чрезвычайно актуально, потому, что более высокие российские цены, вместе с товарами, перемещаются на казахстанский рынок.  И казахстанское социально уязвимое население, имея вдвое меньшие доходы, без этой координации будет очень быстро расти.


 Одним из принципов работы по формированию новых, модернизированных социальных стандартов в Казахстане, может стать их ориентация не на «выживание бедного гражданина страны и его семьи, а на расширенное воспроизводство».  Эксперт в качестве  возможного  ориентира рассказала, как живут бедняки в США: они имеют дом или квартиру, не новую, но все же машину, компьютер, половина бедняков даже медицинскую страховку.  Пожалуй, этот момент в выступлении стал единственным, с которым можно поспорить – не эти ли высокие стандарты потребления в американском обществе привели к нынешнему кризису?

 

Ведь существует мнение,  кризис  - это  ни  что  иное,  как банкротство идеи социального государства.   Впрочем, как бы там ни было, нам, в Казахстане, это все интересно только с теоретической точки зрения…   Из того вала неожиданной и интересной информации, что прозвучало на совещании, стоит отметить еще одну:  по словам г-жи Можаровой, в части обеспечения жильем, «Казахстан имеет низкий уровень обеспеченности им; по сравнению с другими государствами СНГ мы занимаем 8-е место, и хуже нас обеспечен только Кыргызстан».  Оценка странная,  учитывая, что в СНГ (не считая Грузии и, возможно, Туркмении)  еще пока 10 государств.  Но конкретные, не сравнительно-оценочные, цифры, вполне красноречивы:  В Казахстане обеспеченность жильем составляет 18,3 кв. м. на человека, в Киргизии 14 кв.м., в России 22,5 кв.м..

 

- Кроме того, у нас сформировался целый слой населения, который не в состоянии оплачивать полностью жилищно-коммунальные услуги. На 8 октября 2012 года дебиторская задолженность потребителей составила 8 млрд. тенге. И она не снижается в большинстве регионов, не смотря на то. Что предпринимались очень серьезные меры: были задания президента и правительства снизить эту задолженность на 50%, но с горем пополам снизили на 10%, - заявила эксперт КИСИ.

 

 По ее словам, необходимо разработать ряд мер, в частности, поставить перед ответственными органами задачу проверки обоснованности размеров на услуги ЖКХ и изучение мер по их снижению. Кроме того,  для малообеспеченных граждан необходимо сделать реально доступным арендное жилье:  «потому, что  сумма оплаты за аренду – 50 тыс. тенге,  которая была заявлена по программе «Доступное жилье»,  совершенно недоступна для рядовых казахстанцев, которые имеют в месяц зарплаты в 50-60 тыс. тенге».

 

 Что ж, можно говорить о том, что эксперты правящей партии не прячут «голову в песок», и констатируют наличие многочисленных и очень сложных социальных и экономических проблем в стране. Это уже много, учитывая отечественную политическую психологию и менталитет элиты. Насколько же это осознание сможет повлиять на улучшение ситуации, покажет время.  Осталось совсем недолго – дождаться  2050 года.