23 октября премьер Серик Ахметов заявил, что правительство будет поэтапно повышать акцизы на алкогольную продукцию.

 

«Хочу напомнить, что вопрос повышения акцизов на крепкую алкогольную продукцию, мы должны подходить к нему взвешенно и поэтапно. Это объясняется тем, что резкое повышение ставок акцизов может спровоцировать увеличение теневого рынка алкогольной продукции. (…) Мы предполагаем, что в 2014 году в сравнении с 2013 годом будет увеличен в два раза, к 2016 году почти в три раза. И планируем к 2020 году выровнять с нашими основными торговыми партнерами по Таможенному союзу акцизы на алкогольную продукцию», - сказал он.

 

Также Ахметов  заверил, что в связи с поручением президента, на пиво и слабоалкольную продукцию повышение акцизов не предусматривается.

 

В начале октября мажилис в первом чтении одобрил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», которые в частности предусматривают поэтапное увеличение ставки акцизов на крепкую алкогольную продукцию с 2014 по 2016 годы – с 500 до 1600 тенге за литр 100% спирта.

 

Однако на последнем расширенном заседании правительства с участием президента страны, последний не то чтобы похвалил ответственных мужей за уже проделанную работу, но и вовсе обвинил их в сговоре с "алкогольными баронами" и призвал быстрее решить этот вопрос.

 

Также в целях сокращения количества пьющих в стране предлагалось ограничить время продажи алкогольной продукции с 21.00 до 12.00 часов дня, запретить ее продавать в магазинах, находящихся в жилых домах и продавать ее уже пьяным людям.

 

Опрошенные Vластью представители бизнеса признали, что вероятнее всего, после выступления Нурсултана Назарбаева чиновники ускорятся, и работа по принятию ограничительных мер в отношении алкогольной продукции активизируется. Но достигнуть главной цели – снизить потребление населением алкоголя, по мнению экспертов, такими методами все же не удастся.

 

«В этом году был инициирован министерством финансов законопроект, вносящий изменения в систему государственного регулирования рынка алкогольной продукции, где уже предусматривается определенное ужесточение по торговле и другие ограничительные меры. Сейчас это все разрабатывается на уровне концепций, законопроектов. Т.е. процесс ужесточения, государственного регулирования он идет, он не прекращался. Возможно, сейчас все ускорится», - говорит  вице-президент «Союза пивоваров Казахстана» Талгат Ергалиев.

 

При этом он напоминает, что «даже самые экстремальные примеры в истории введения «сухого закона»  в США, Финляндии, Советского Союза не приводили к существенному уменьшению потребления, более того порождали подпольное производство и реализацию».

 

С ним соглашается и президент Алматинской ассоциации предпринимателей, член дисциплинарного совета по городу Алматы Виктор Ямбаев: «Бороться с алкоголизмом нужно, это очень серьезная проблема для населения, но повышение акцизов на алкоголь не смогут решить данную проблему. Этот закон идет не на пользу населения, а на пользу пополнения бюджета. Государство постоянно ищет новые способы, чтобы пополнить бюджет».

 

Исполнительный директор Ассоциации по защите прав предпринимателей города Астаны  Ирина Тюгина, также считает, что увеличение акцизов не приведет к снижению потребления алкоголя.

 

«С точки зрения увеличения акцизов, я не против. Мое мнение, что у нас остается не задействована культура потребления алкоголя. Вот об этом никто не говорит. Какие-то меры все время законодательные приводят. Мне кажется, что мы не занимаемся вопросами культуры потребления, в том числе и алкогольных продуктов», - считает Ирина Тюгина и приводит пример Европу, где население потребляет качественные алкогольные продукты в гораздо больших количествах, чем казахстанцы, и это не приводит к тому, что нация спивается.

 

Экспертов беспокоят больше последствия принятия ужесточающих мер, которые, по их мнению,  могут оказаться просто плачевными. Так при увеличении акцизов на алкоголь люди не перестанут его употреблять, а просто начнут покупать более дешевый и некачественный продукт.

 

«Государство пытается бороться с алкоголизмом, но понятное дело, если спиртные напитки в магазинах станут по цене дорогими для людей, они начнут приобретать не качественную продукцию, будут бесконечные отравления и недовольства людей», - уверен Виктор Ямбаев.

 

Начальник управления фронт-менеджеров Казахстанской ассоциации предпринимателей (Караганда) Эмиль Исмагилов полагает, что увеличение ставок акцизов на алкоголь приведет к повышенному спросу на более дешевый продукт.

 

«Государство от этой продукции не будет ничего получать, население будет в свою очередь терять здоровье, а предприниматели не дополучат выгоды. Соответственно, качественный алкоголь население будет покупать меньше, чем до повышения акцизов. Будет снижение доходности от этого вида продукта», - говорит он.

 

При этом Исмагилов отмечает, что, конечно у предпринимателя есть выбор – продавать качественную, но дорогую продукцию, либо безакцизную, но дешевую.

 

«Если предприниматель не совсем честный, он будет покупать безакцизную продукцию. Возможно, у него не упадут доходы, но спать по ночам он станет хуже, так как будет бояться, что в любой момент его смогут оштрафовать за подобную деятельность», - считает представитель ассоциации.

 

В свою очередь, Талгат Ергалив соглашается с тем, что государство ставит хорошие цели, однако оно выбирает неправильные и неэффективные методы их достижения.

 

«У нас данными мерами действительно хотят снизить потребление, но последствия могут быть – увеличение цены на алкогольную продукцию, частичный уход торговли алкогольной продукции в тень, может быть уход с рынка мелких производителей. – поясняет он. - Т.е. цель по снижению потребления не решается ограничительными мерами, поскольку если не брать умеренное потребление, а скажем чрезмерное, то это социальная проблема и в каждом случае это психологическая, она должна решаться другими способами».

 

Что ж касается бизнеса. Здесь эксперты разошлись во мнении. Одни уверенны в том, что антиалкогольные законы смогут отрицательно сказаться на деятельности казахстанский предпринимателей, другие считают, что нет.

 

«На бизнесе как это может отразиться? Будут приняты изменения в закон. Но изменения когда они будут вводиться, они будут проходить экспертизу, поэтому я не думаю, что в этом законе или законопроекте будут какие-то радикальные изменения», - говорит Ирина Тюгина.

 

А вот Талгает Ергалиев наоборот уверен, что все это крайне негативно скажется не только на бизнесе производителей алкогольной продукции, но  также и на деятельности более мелких предпринимателей.

 

«Безусловно, у производителя снизится маржинальность бизнеса. Почему-то, когда говорят об ограничительных мерах, на алкогольном рынке видят только производителей. На самом деле есть гораздо большее количество людей в виде занятых в торговом розничном секторе», - акцентирует на этом внимание Ергалиев.

 

«Мы проводили в 2011 году исследование «магазинов у дома» по всему Казахстану и выяснилось, что пиво все-таки составляет до 30% выручки магазинов. Другой продукции цифра еще больше. И скажем, оставшись без товара, по которым у них надбавка еще выше, чем на товары первой необходимости как хлеб, молоко, эти магазины ухудшат свои финансовые и другие показатели, а это уже вопрос», - предостерегает представитель союза пивоваров Казахстана.

 

Он также отмечает, что мелкие магазины - это чаще всего семейный малый бизнес, которому очень сложно в случае чего будет переквалифицироваться или найти другие сферы для работы. А так как они пока являются самым главным каналом реализации товаров первой необходимости, то в случае сокращения их числа, людям станет сложнее в ежедневном режиме покупать самые простые, но необходимые продукты, такие как молоко или хлеб.

 

«Частично может смежная отрасль еще пострадает, например производство бутылок», - дополняет Талгат Ергалиев.

 

Он уверен, что со временем в Казахстане ситуация по потреблению алкоголя изменится в лучшую сторону естественным путем. Потребители будут молодеть и уже через 10 лет средний потребитель будет находиться в возрасте 20 с небольшим лет.

 

«Уже сейчас видно, что молодежь потребляет сейчас не столько пиво, сколько энергетики либо вообще потребляет меньше. Сам меняется стиль жизни, когда встречи становятся более короткими или общение идет онлайн, т.е. оно не сопровождается застольем, а короткие встречи это уже формат кофеен - это днем быстро, на полчаса, на час. Это смена самого стиля жизни, поколений, что существенно влияет на снижение потребления алкогольной продукции. Потом, все на машинах, это тоже влияет», - говорит Ергалиев.

 

Эксперт отмечает, что уже сейчас по пиву наблюдается тенденция по снижению его потребления.

 

«А что касается тех, кто злоупотребляет, то это всегда будет такая категория. Если их не допускать до этого, они все равно найдут способ», - уверен представитель союза.