По словам рекламщиков, у них также выясняли их личное отношение к творчеству изображенных на скандальной рекламной разработке кюйши и поэта. Во вторник дознаватели попросили явиться в УБОП еще несколько сотрудников агентства. Об этом в интервью Vласти рассказали работники Havas Worldwide Kazakhstan.
Дизайнер Олжас Исенов был первым доставлен на допрос. По его словам, к нему домой пришли вечером:
«Домой пришел участковый, сообщил, что со мной хотят поговорить в полиции. В УБОП меня сначала отвели к какому-то начальнику, а потом к дознавателям. Спрашивали о коллегах, о том, кто участвовал в разработке плаката. Я не взял с собой телефон. Сообщил, о том, что это коллективная работа. Мне показали распечатанный плакат, спросили, я ли его делал. Я ответил, что не я, что у нас есть креативная группа, и это коллективная работа. Показали заявление, я написал объяснительную, затем меня отпустили», — рассказывает дизайнер.
Кроме того, в ДВД был доставлен копирайтер агентства Валерий Володин, его и дизайнера Исенова продержали в отделении несколько часов. Володин рассказывает, что вместе с гендиректором агентства Дарией Хамитжановой, находился вне дома.
Сначала его искали по месту прописки у родителей, затем уже их вместе с Хамитжановой доставили в ДВД:
«Уточняли нашу причастность к данной работе и вклад каждого человека, указанного заявителями. То есть, кто и что делал согласно списку, который написали в заявлении Бакитжан Бухарбаев, Яков Федоров, Нуркен Халыкберген и другие подписавшиеся. В списках есть сотрудники агентства, не имеющие отношения к созданию, весь креативный отдел нашего агентства. Письмо мне показали, но статью не уточнили. Нас призвали написать объяснительную, я указал, что данная работа является интеллектуальной собственностью рекламного агентства, согласно нашим трудовым договорам, где указано, что все работы не принадлежат какому-то конкретному человеку», — рассказывает копирайтер.
По его словам, дознавателей интересовало также его личное отношение к творчеству изображенных на плакате:
«Меня отпустили, никаких призывов не покидать город, просто попросили быть на связи. Беседа была долгой, потому что меня спрашивали о многих вещах, например об отношении к творчеству Курмангазы Сагырбайулы и творчеству поэта Пушкина, и многих других вещах. Я честно признался, что я — большой поклонник Курмангазы, легко назову несколько кюев, вроде „Кiшкентай“ или „Сарыарка“, что посещал выступления оркестра „Отырар Сазы“, чтобы послушать работы великого кюйши и искренне горжусь, что живу в стране, вскормленной великой музыкой великого Курмангазы», — говорит Володин.
Последней объяснительную написала Дария Хамитжанова, в телефонном интервью она сообщила, что уже проконсультировалась с юристами:
«Юристы заверили нас, что в правовом плане мы — в безопасности. Пушкин и Курмангазы не являются атрибутикой госсимволики, а заявление об оскорблении чести и достоинства могут подавать только сами потерпевшие, то есть, Курмангазы и Пушкин, либо в случае их смерти — их ближайшие родственники», — рассказывает Хамитжанова.
Генеральный директор также сообщила о чем расспрашивали дознаватели ее лично:
«Так как я гендиректор агентства и несу ответственность за работу, хоть я и не была в группе, дознаватели решили и со мной поговорить, ознакомили с этим заявлением. И попросили прийти завтра утром моих коллег, указанных в заявлении, чтобы они объяснили, откуда взялась эта работа. В объяснительной просили указать, известен ли мне этот принт, на кого похожи люди, изображенные на нем, известно ли нам, что такое ЛГБТ и как эта аббревиатура расшифровывается, и кто непосредственно указывал в разработке постера» — рассказала Хамитжанова.
По ее словам, во вторник утром в ДВД должны явиться сотрудники агентства, указанные в заявлении: Роман Стратийчук, Борис Климов, Ксения Березовская, Сергей Старых.
Ранее Vласть уже писала, что рекламное агентство принесло официальные извинения на страничке в Facebook, где отмечается, что идея постера, рекламирующего тематический алматинский клуб, предназначалась только для участия в центральноазиатском конкурсе Red Jolbors Fest.
«Мы не ожидали, что принт вызовет такой небывалый резонанс в социальных сетях и прессе. Вижуал не использовался для наружной рекламы и не был предназначен для размещения где-либо. Сам же он коммуницирует пересечение улиц, где расположен этот тематический клуб. Мы приносим искренние извинения тем, кого оскорбил или покоробил этот макет», — говорилось в обращении креативного агентства.
Представители клуба «69» заявили о том, что не были заказчиками постера.
В понедельник группа активистов, посчитавших постер оскорбительным, написала заявление в полицию, в котором потребовала привлечь авторов плаката к ответственности.