Представляя законопроект, вице-министр финансов Ардак Тенгебаев разбил предлагаемые поправки на блоки. Так, один блок предусматривает увеличение ставок акцизов и минимальной розничной цены на алкоголь. В частности, за период с 2014 по 2016 годы, ставки акцизов увеличиваются в 3,1 раза. Соответственно, закрепляется, что в 2014 году ставка акциза – 1000 тенге на литр спирта, минимальная цена - 1120 тенге за литр.

 

Вводятся дополнительные ограничения по местам продажи алкогольной продукции. в списке запрещенных – здания и территории организаций здравоохранения, детские учреждения, физкульткрно-оздоровительные, спортивные, и спортивно-технические сооружения, стадионы, и автозаправочные станции. Почему АЗС? Потому что «алкоголь не является сопутствующим товаром, необходимым для эксплуатации автомобиля».

 

Увеличивается и запрещенное для продали алкоголя время – предлагается ввести запрет на период с 21.00 до 12.00 следующего дня. «Ограничения на продажу спиртного по времени существует во многих странах, и в большинстве исследований изменение часов открытия и дней продажи показывает, что потребление алкоголя растёт при увеличении времени работы магазинов, и падает при их уменьшении. Из этих соображений предложены указанные изменения, - пояснил Тенгебаев. - Изменения касаются продаж спиртных напитков только крепостью свыше 30%. При этом эти ограничения не делятся на будние и выходные дни, не распространяются на рестораны, бары и кафе».

 

Усиливается и ответственность за реализацию алкогольной продукции лицам до 21 года. Вице-министр посетовал, что несмотря на существующий запрет, факты продажи спиртного детям имеют место. Так, в 2011 году выявлено 1894 факта, в 2012 – 1925, в 2013 – 2108 фактов. Поэтому предлагается ужесточить санкцию – в два раз увеличив размер административного штрафа (сейчас это 5 МРП).

 

Одновременно предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе 100 метров от детских учреждений и организаций образования. «Введенный с целью защиты детей от алкогольной угрозы на самом деле этой проблемы не решил», - признал Тенгебаев. Кроме того, генеральная прокуратура тоже рекомендовала отменить эту норму – ввиду ее повышенной коррупционности.

 

Изменить предлагается и правила торговли алкоголем. Так, предложено увеличить размер лицензионного сбора для производителей, а также установить ежегодный лицензионный сбор для оптовых и розничных продавцов алкогольной продукции. Вице-министр пояснил, что сегодня в Казахстане насчитывается более 46 тысяч розничной и 1,5 тысяч оптовых субъектов продажи алкогольной продукции. По итогам 2012 года установлено, что треть субъектов, имея лицензии, вообще не реализуют алкогольную продукцию, еще у одной трети объем реализации в день составляет не более одного литра, что, на мой взгляд, далеко от действительности. Кроме того, анализ деятельности оптовых организаций показал, что из 1,5 тысяч оптовиков 241 убыточный, 359 не осуществляют оборот алкоголя ниже 5%. «Несомненно, данная сфера требует упорядочения, и введение данной меры будет способствовать активизации числа субъектов», - отметил он.

 

Предлагается ужесточить и административную ответственность за нелегальный оборот алкогольной продукции. «Анализ нарушений в данной сфере показывает, что недобросовестный субъект данного рынка несет предусмотренную ответственность и продолжает заниматься нелегальным бизнесом, так как налагаемое взыскание несоизмеримо с полученным доходом, а соответственно, понесенная нарушителем ответственность не имеет превентивной функции, - констатировал Тенгебаев. В этой связи предлагается ужесточить административное законодательство, предусмотреть дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии».

 

Еще одной мерой борьбы с теневым рынком, по мнению разработчиков, станет установление минимального процента использования мощности производства. По данным минфина, сегодня 13 из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на 30%. «Указанные цифры дают основание полагать, что та категория предприятий, производственные мощности которых не задействованы в полном объеме, осуществляют нелегальное производство, так как при составлении бизнес-плана любого предприятия закладывается мощность, объем производства и рентабельность, иначе без учета этих показателей предпринимателю экономически нецелесообразно содержать предприятие», - пояснил вице-министр. Правительством предложено установить такие минимальные требования: с 2014 года минимальная загрузка мощностей - 20%, с 2015 года – 30%, с 2016 года – 40%.

 

Такой подход депутатов удивил. Председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова прямо заявила: «Производство алкоголя и убыточное предприятие – это нонсенс». Вице-министр финансов и председатель Налогового комитета Ануар Джумадильдаев в унисон посетовали: мол, такова ситуация, а резко обрубать работу предприятий, устанавливая, к примеру, требование по загрузке на 100% - значит закрыть эти заводы и оставить людей без работы. В ответ Карагусова напомнила, что на заводах все давно автоматизировано, и людей в действительности там работает не так много, как, к примеру, на крупных промышленных предприятиях. И твердо заявила: порог загрузки мощностей надо увеличивать. Как минимум – начинать с 30% и далее по восходящей.

 

Меруерт Казбекову заинтересовала другая норма – по введению приборов, позволяющих проверить подлинность учетно-контрольных марок алкогольной продукции субъектами рынка. Вице-министр назвал эту норму правом субъектов торговли, причем для них же выгодной – мол, сами продавцы смогут проверить подлинность товара, приобретаемого у оптового поставщика. Однако установка соответствующих приборов будет вменена в обязанность субъектам рынка. Приобретать эти приборы субъекты рынка должны, разумеется, за свой счет. Слегка успокоил лишь председатель налогового комитета, заверив, что в качестве такого прибора можно будет использовать сотовый телефон – установив на него соответствующее программное обеспечение.