Дмитрий Мазоренко, Vласть
 
 
В свете принятого закона о пенсионном обеспечении, предусматривающего унификацию пенсионного возраста для женщин, возникает очевидный вопрос трудоустройства. Правительство подготовилось к ответу на него заранее, разработав и 30 апреля утвердив «Инициативу 50+» - комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет.
 
 

Факты:
 
 
1) При создании социальных рабочих мест, возрастет роль НПО, которым будут предоставлять госзаказы для привлечения на работу людей старше 50 лет.
 
 
2) Люди пожилого возраста чаще всего востребованы в сфере неквалифицированного труда.
 
 
3) 5-7% от реально действующих 430 тыс. - такое количество предпринимателей пожилого возраста насчитывается  в Казахстане.
 
 
В теории программа предоставляет возможности трудоустройства, профессиональную подготовку и переподготовку всем пожилым людям. Также, в помощь к этой программе будет разработан и принят закон «О социальных рабочих местах», стимулирующий прием  на работу лиц пожилого возраста. К ней же можно отнести и законодательный запрет на учет пола и возраста соискателей.
 
 
Vласть рассмотрела основные возможности трудоустройства пожилых людей, и попыталась определить специальности, по которым они могут работать. 
 
 
Правительство, как и министерство труда и социальной защиты, полагает, что программа «Дорожная карта занятости - 2020», которая создаст более 500 тысяч рабочих мест за счет развития дистанционной работы, открытия социальных рабочих мест и развития надомного труда в личных подсобных хозяйствах  (растениеводства, животноводства и т.д.) во многом сможет решить проблему трудоустройства. 
 
 
 
Конечно же, конкретного понимания того, какие это будут рабочие места, пока нет. Кроме вполне очевидного - агропромышленного комплекса (АПК). К слову, для развития АПК будут внесены дополнения в программу «Агробизнес 2020». Они позволят расширить доступ пожилых фермеров к финансовым ресурсам и новым технологиям, и создадут условия государственной поддержки в создании сельских кооперативов и семейных ферм.
 
 
В пример социальных рабочих мест, Амир Кулмаханов, начальник управления занятости и социальных программ города Алматы, на одной из встреч с журналистами привел инвалидные организации.
 
 
Он  рассказал, что 50% заработной платы будет выплачивать работодатель, а другие 50% - государство. При этом, процентная доля государственных выплат постепенно снизится до минимума. Очевидно, что в связи с появлением социальных рабочих мест, подобных этому, возрастет роль неправительственных организаций (НПО). 
 
 
В программе по этому поводу сказано, что НПО, для стимуляции трудоустройства лиц старше 50 лет будут давать государственные социальные заказы. Вот только неизвестно, пойдут ли эти деньги по прямому назначению, и хватит ли их для поддержки деятельности организаций и выплат зарплат соцработникам. Да и велика вероятность, что зарплата таких работников не будет превышать нынешней зарплаты бюджетников.
 
 
Безусловно, пожилые люди могут воспользоваться классическим инструментом – предложениями на рынке труда. Но, как рассказала Vласти Анна Пиляева, управляющий партнер рекрутинговой компании «Elite», на сегодняшний день, людей за 50 работодатели стараются обходить стороной, даже при конституционном запрете на дискриминацию по возрасту: «В нашей базе данных таких кандидатов 4,4% от общего числа резюме, из них женщины составляют 53,3%. К сожалению, работодатели негласно предпочитают кандидатов не старше 45 лет, за исключением редких случаев. Пожилые кандидаты чаще всего устраиваются по рекомендациям знакомых и коллег, не через рекрутинговые компании или другие открытые источники».
 
 
К тому же, по словам Пиляевой есть и требования работодателей, выполнить которые в силах далеко не все люди в возрасте. Хотя, конечно же, есть сферы рынка труда, где востребованы люди с многолетним опытом – это строительство и производство. Риск ошибки в таких сферах велик и поэтому работодатели готовы брать только опытных кандидатов, невзирая на их возраст. 
 
 
Пока же, как утверждает Пиляева, люди предпенсионного возраста в большей степени востребованы в сфере неквалифицированного труда: «К примеру, продавцы в продуктовые магазины и газетные киоски, а также уборщицы. Но, к сожалению, такая работа очень низко оплачивается».
 
 
Еще одно из главных решений  проблемы занятости – развитие предпринимательства. По словам Тимура Назханова, вице-президента независимой ассоциации предпринимателей Казахстана (НАП), лишь единицы из числа людей предпенсионного возраста имеют свое дело: «В основном, это люди, которые начали заниматься бизнесом 5-7 лет назад. На самом деле, сейчас даже молодежь не сильно стремится открывать свое дело, чего уж говорить о пожилых людях. По официальным данным, у нас зарегистрировано 1 300 тыс. предприятий, но реально работает из них только треть. Предпринимателей предпенсионного возраста, по моим предположениям, 5-7% от этой трети». 
 
 
Как правило, их дело пересекается с прежней специальностью, которую они хорошо понимают. К примеру, у бывшего полицейского это может быть охранная фирма. У человека, работавшего на мясокомбинате или хлебо-булочном заводе, свой бизнес также будет связан с этими направлениями. Но немал и процент тех, кто просто открывает различные магазины. Но они еле  сводят концы с концами», - поделился Назханов. 
 
 
Тем не менее, как рассказала Юлия Хоботова, пресс-секретарь фонда развития предпринимательства «Даму», их фонд уже разработал предложения для министерства труда по привлечению в предпринимательство лиц пожилого возраста и оказанию государственной поддержки их бизнес инициатив.
 
 
В фонде «Даму» работают три проекта, цель которых – повышение квалификации предпринимателей. Самый массовый из них – это «Бизнес-советник»: двухдневный курс  для начинающих и действующих предпринимателей по созданию и развитию собственного бизнеса. В прошлом году по нему прошли обучение 17 316 человек, 1457 из них составили лица старше 50 лет, 747 из которых –  женщины. Если министерство одобрит предложения, для пожилых людей длительность курса увеличится для более детальной проработки навыков.
 
 
В числе других инициатив - обучение оказанию услуг (ремонтных, парикмахерских и т.д.) и 
производству товаров (пищевых, легкой промышленности и т.д.), создание домов быта, для обеспечения пожилых предпринимателей помещениями для производства товаров и оказания услуг, и поддержка бизнеса в формате аутсорсинга, в случае, если пожилые предприниматели не смогут самостоятельно содержать в штате юриста, бухгалтера, системного администратора и т. д. Сегодня «Даму» уже практикует подобное, и часть услуг оказывается предпринимателям бесплатно. Для пожилых предпринимателей их перечень предполагается расширить.
 
 
Также «Даму» предложил разработать специальные условия по финансовой поддержке через микрокредитные организации, с суммой до 3 млн. тенге со ставкой не более 10%, и банки второго уровня с суммой кредита до 20 млн. тенге под 10% годовых. И рассмотреть вопрос о предоставлении пожилым предпринимателям налоговых льгот по аналогии с инвалидами (50% от налога на заработную плату, освобождение от НДС и т.д.) и освобождении от уплат за ряд государственных пошлин и сборов.
 
 
Безусловно, говорить про то, насколько эти варианты подходят под формулировку «достойно оплачиваемый труд» не приходится, поскольку уже сейчас становится ясно, что без связей и специальных навыков получить нормально оплачиваемую работу людям пожилого возраста будет довольно трудно. Конечно же, есть возможность обучиться, заняться фермерством и предпринимательством, но, к сожалению, гарантировать утверждение кредитных и льготных программ для этих сфер никто не может. Впрочем, далеко не факт, что утверждение этих программ сможет повлечь рост интереса пожилых людей к предпринимательству.