Маргарита Бочарова, Vласть
Некоторые трагедии случаются совершенно неожиданно для мирно отдыхающих после рабочего дня казахстанцев. Другие же происшествия, к сожалению, имеют вполне предсказуемый сезонный характер. Тема аномальных холодов, беспечности отечественных коммунальных служб и вызванного этим недовольства замерзающих в собственных квартирах граждан стала основной для телевизионщиков на минувшей неделе.
«Минувшие семь дней окончательно лишили нас надежды на то, что мы переживем эту зиму без проблем», - с таких слов Гульжан Мукушева начала свой еженедельный «Дневник» воскресным вечером. Журналист поспешила заметить, что и прошлой зимой «десятки людей замерзли насмерть», а годом ранее Семипалатинск и Приозерск практически оказались на грани «вечной мерзлоты», за что некоторые руководящие чиновники поплатились «кто должностью, а кто свободой». «Только такая наживная вещь как опыт не должна проходить даром…», - слова ведущей прозвучали с экрана как будущий приговор нерадивым акимам, допустившим коммунальные коллапсы в своих городах и селах.
Наступившей зимой, по ее мнению, ситуация в Казахстане развивается по сценарию всех предыдущих лет: «отмененные занятия в школах и колледжах, подскочившие в цене услуги такси и эвакуаторов, закрытые дороги, вызволенные из снежного плена казахстанцы» или наши соседи из других стран Центральной Азии, которых приходилось отогревать «всем миром».
Журналисты телеканала решили отправиться в восточный Казахстан, чтобы на личном опыте прочувствовать температурный минимум: в селе Орловка уже в начале зимы зафиксирован рекорд: -53 градуса. Под тревожные звуки скрипичного концерта Антонио Вивальди «Зима. Декабрь» корреспондент произнесла: «Ежедневная хроника - как вести с боевых полей, и пока счет в пользу стихии».
Жители города Риддер в своих квартирах переживают не первую зиму без отопления. Температура в домах, не поднимающаяся выше +10 градусов, заставляет людей спать в куртках, халатах и пижамах одновременно, под тремя одеялами и с бутылками, наполненными горячей водой. Энергетики города разводят руками: дескать, при сорокоградусном морозе согреть город могут только все шесть работающих котлов на местной ТЭЦ в то время как один из них как раз вышел из строя.
Создается устойчивое впечатление, что чиновники, отвечающие за коммунальное снабжение населения, наступившей зимой избрали тактику не защиты, а нападения: «сливая воду, они не дают нам поднять температуру в тепловой сети», - обвиняют коммунальщики жителей Риддера, вместе с тем взывая к их пониманию.
Жители Тараза тоже сами виноваты в своих проблемах с отоплением, считают в акимате города. 300 домов, оставшихся замерзать при -25 градусах на улице, оказалось, оборудованы газовыми трубами меньшего, чем необходимо, диаметра, что и сказывается на температуре воздуха в квартирах – «в этом проблема! Ну и в морозах тоже…», дополняет чиновник. «Конечно, можно было бы списать на морозы: мол, не было бы аномальных холодов, все бы работало как часы. Но морозы лишь ускорили часовой механизм, а тикать он начал давно», - резюмирует тележурналист.
Перечисляя всевозможные негативные последствия окутавших страну морозов, журналистка упомянула танкистов, к чьей помощи пришлось прибегнуть, чтобы вызволить людей из снежного плена, вышедшие из строя банкоматы, подорожавшие в четыре раза билеты на междугородние рейсы, переполненные палаты термических отделений городских больниц и введение «антиморозного пайка» для животных зоопарков.
КТК в своей итоговой программе «Портрет недели» и вовсе решил не останавливаться на каких-либо других темах, кроме «экстремальных морозов», и выпустил специальный тематический выпуск, что является относительной редкостью для такого рода программ. Хотя понять журналистов не сложно: количество холодных труб, безразличных коммунальщиков и отчаявшихся казахстанцев на прошлой неделе практически достигло критического предела.
«По всей стране лопаются гнилые трубы, а беспечным гражданам ампутируют отмороженные конечности», - такие слова прозвучали в подводке к спецвыпуску об «аномальном декабре» в Казахстане. «Локальный конец света» наступил в поселке Жайрем Карагандинской области, где и побывала съемочная группа КТК. «Одно дело зимовать в астанинских небоскребах, и совсем другое – в убогих трущобах, затерянных в степи», - в таком духе высказался Сергей Пономарев, предвосхищая сюжет о коммунальной катастрофе в маленьком селе.
В находящемся в 350 км от Караганды Жайреме произошла авария на водопроводе и попросту замерзли теплосети. Кадры из поселка в первые секунды действительно напомнили сцены из фильмов про апокалипсис: пылающие среди ночи костры, густой черный дым. Ситуация, с точки зрения властей, выглядит совершенно банальной: пока 14 декабря шел ремонт центрального водовода, жители сливали воду из батарей, что в результате и стало причиной низкого давления в трубах, не позволяющего в настоящее время полноценно отапливать город.
Жительница поселка Наталья Петрова с горечью говорит о том, что отключать подачу воды в сорокоградусный мороз для ремонта небольшого участка водопровода со стороны руководства было крайне неразумным, ведь уже «через два часа все перемерзло». А аким, по словам женщины, посоветовал жителям не учить его, человека с двумя высшими образованиями, уму-разуму.
В настоящее время в Жайреме работают более 100 специалистов, пытающихся восстановить отопительную систему населенного пункта. Журналистка КТК, держа в руках крупный обрезок пластиковой трубы с огромной глыбой льда в ней, продемонстрировала, какие части трубопровода уничтожаются и заменяются на новые – металлические.
«Коммунальная безопасность главного налогового донора страны – стратегический вопрос республиканского значения», - а в таких выражениях Пономарев уже говорил об авариях на теплотрассах, постигших на прошлой неделе южную столицу Казахстана. Ведущий предположил, что в данном случае не будет лишним «вмешательство центра» и принятие отдельной программы по финансированию ремонта коммунальных объектов мегаполиса.
В целом, все телевизионщики страны в прошедшие семь дней с завидным упорством гнули привычную для этого сезона и морозной погоды линию: бессердечные коммунальщики вновь допустили многочисленные аварии теплосетей, газопроводов, водопроводов и энергосетей. На каждом канале журналисты удивлялись тому, с какой уверенностью чиновники перекладывают ответственность за произошедшее на своих же соотечественников – простых сельчан и горожан. Ни один сюжет не обошелся без кадров у холодной батареи, оледеневших окон и закутанных в несколько одеял маленьких детей. Рутинные коммунальные сложности зимы уже давно превратились в однотипные телевизионные истории.