Маргарита Бочарова, Vласть
На прошедшей неделе телевидение вновь заговорило о терроризме. На этот раз контекст отличался от уже привычного: советник президента Ермухамет Ертысбаев предложил создать в стране отдельную самостоятельную структуру по борьбе с этим явлением. Однако более важная новость пришла из-за пределов Казахстана: в Пакистане ликвидирован лидер уже известной казахстанцам группировки «Солдаты халифата».
Телеканалы с радостью подхватили сообщение мировых СМИ об убийстве террориста №1 для Казахстана – тунисца швейцарского происхождения Моэзеддина Гарсалауи. Сергей Пономарев в «Портрете недели» для тех «кто не знает» сообщил, что именно «Солдаты халифата» взяли на себя ответственность за теракты на западе и юге Казахстана. Ссылаясь на «некоторых» экспертов, ведущий назвал их не иначе как «первой казахстанской террористической группировкой».
Не подвергая сомнению сказанное, Пономарев подкрепил вышеназванное определение исчерпывающей информацией Генеральной прокуратуры: по официальным данным, трое казахстанцев создали эту группировку «где-то в районе пакистано-афганской границы». Более того, с телеэкрана прозвучала информация о том, что «некоторые батальоны» группировки на 90% состоят из граждан Казахстана.
«Скажите, как получилось, что в нашей стране появились террористы, а в городах рвутся бомбы и льется кровь?» - таким незамысловатым вопросом завершил ведущий «Портрета недели» свой рассказ о спецоперации в Пакистане. Далее телезрителям был предоставлен шанс самим ответить на поставленный вопрос: журналисты в красках показали и рассказали, как сайентологи «превращают нормальных людей в зомби и террористов».
К слову, КТК уже не первую неделю пытается открыть зрителям глаза на 1,5 тыс. действующих в Казахстане религиозных объединений. «Война идет за разум человека», - сказанная в одном из подобных сюжетов фраза удивительно подходит и к работе отечественного телевидения.
Любопытно, что похожую параллель между терроризмом и религиозными объединениями, действующими в республике, провела в своей итоговой программе и Гульжан Мукушева. Хотя здесь стоит отметить, что ведущая изначально справедливо засомневалась в самом факте существования такой группировки как «Солдаты халифата». По ее мнению, это вооруженное бандформирование неизменно преследует «флер загадочности». Таким образом, ликвидация командира боевиков значительно теряет в степени своей сенсационности.
Тем не менее, к теме терроризма ведущая вернулась сразу же после сюжета о деятельности Свидетелей Иеговы в одном из сел Южно-Казахстанской области. Несмотря на то, что религиозное объединение на вполне законной основе проводит собрания прихожан, в сюжете прозвучали такие характеристики как «враги» и «вражеская секта». И хоть эти высказывания принадлежали не самим журналистам, их позиция в целом была очевидна.
Мукушева посетовала на то, что подобные религиозные объединения даже в условиях современного законодательства ликвидировать очень сложно. Ведущая даже согласилась с мнением «некоторых» теологов, считающих Свидетелей Иеговы настоящей сектой. И напоследок использовала традиционный риторический прием: фактически подведя к ответу, задалась вопросом, что опаснее для общества – экстремистские группировки или такие религиозные объединения.
В итоговой программе на «Седьмом» журналисты не были столь категоричны. Они также предусмотрительно оговорились, что лишь «предполагается», что лидер «Солдат халифата» «обучал некоторых наших соотечественников «искусству» джихада». Более того, с уверенностью говорить о его руководстве этой группировкой также нельзя, а значит «вряд ли его уничтожение что-то кардинально изменит», заключил тележурналист.
Обратившись к Рустаму Бурнашеву, директору по аналитике и консалтингу Института политических решений, телевизионщики лишь подтвердили высказанное ранее сомнение. Эксперт подчеркнул «сетевой характер» таких объединений, объяснив, что ликвидация одного из членов группировки не способна повлиять на ее активность в целом. «Устранение Бен Ладена – насколько оно повлияло на снижение террористической угрозы для США?», - провел аналогию с текущей ситуацией Бурнашев.
О том, кто в казахстанском обществе представляет собой потенциальных террористов, в сюжете не говорилось. Вскользь их все же назвали «религиозными фанатиками», но на это раз обошлось без упоминания конкретных религиозных объединений и конфессий. А бывший вице-министр обороны Амирбек Тогусов, к которому канал обратился за комментариями, озвучил действительные причины терроризма, к которым отнес целый комплекс социально-экономических и идеологических факторов.
Сюжет был, главным образом, посвящен именно борьбе с терроризмом и целесообразности создания отдельного антитеррористического комитета. «Суть и цель замысла довольно просты», - высказалась по поводу озвученного Ертысбаевым предложения ведущая программы Майя Бекбаева. Надобность в создании «узконаправленной» структуры по борьбе с терроризмом она со ссылкой на Ертысбаева объяснила простой необходимостью «разгрузить разведчиков».
Однако отметив, что новая структура потребует значительных материальных ресурсов и хорошо обученных кадров, журналист Марат Такулин решил, что инициатива советника «попахивает упущенным временем и латанием дыр». Тогусов привел пример с созданием самостоятельного от КНБ отделения внешней разведки. По его мнению, «получились одни минусы»: затрудненное взаимодействие между двумя структурами и недостаточное кадровое обеспечение вплоть до набора людей «с улицы».
Поставив перед собой задачу рассмотреть все «за» и «против», тележурналистам удалось в полной мере продемонстрировать ущербность выраженной идеи. Основная сложность, по мнению экспертов и журналистов, будет заключаться именно в поиске профессиональных кадров. Недостаток специалистов очевиден даже в действующих структурах, чему пример последние спецоперации по «ликвидации боевиков со стрельбой и прочим маскарадом».
«А ситуация пока такая: плюем через левое плечо и просим, чтобы обошли нас стороной такие явления, как терроризм и экстремизм», - заключает тележурналист. А причина якобы в том, что «кадрово, технически и морально» Казахстан к борьбе с терроризмом попросту не готов.
Следует отметить, что и в информационном плане страна к правильному и конструктивному восприятию этого явления также не готова. В то время как чиновники с голубых экранов убеждают население, что казахстанские террористы – это ни кто иные, как обычные уголовники, телевизионщики продолжают искать потенциальных экстремистов среди членов нетрадиционных религиозных объединений.