Маргарита Бочарова, Vласть
Рядовые зрители привыкли обсуждать телевизионные программы в узком кругу друзей и близких. Более продвинутая часть телеаудитории предпочитает выплескивать свои эмоции на площадках социальных сетей. Однако есть среди нас и те, кто с удовольствием делится впечатлениями на еще недавно бывших чрезвычайно популярными форумах. При этом отнюдь не каждый канал готов предоставить своим зрителям такой уникальный по своей сути канал обратной связи.
Из всех функционирующих в Казахстане общереспубликанских телеканалов форумы для телезрителей создали всего четыре: КТК, Хабар, Астана и Ел Арна. На сайте «Седьмого» удалось найти нехарактерный для других телекомпаний раздел «Онлайн-конференция», однако оценить идею не представилось возможным, так как страница - абсолютно пуста. Нередким явлением на сайтах каналов становится раздел «Блоги», но реальность такова, что вести блог канала успешнее всего получается на специально предназначенных для этого блог-платформах.
С некоторым сожалением приходится отметить, что форумы телеканалов переживают не самые лучшие свои времена. Случайно попав на соответствующую страницу, у вас есть шанс оказаться единственным посетителем на тот самый момент, когда перед вами предстанет список «обсуждаемых» на форуме тем. Самым относительно посещаемым форумом стала онлайн-площадка телеканала КТК, где автором данного обзора в момент посещения было замечено аж 13 «гостей».
К слову, КТК так и остался единственным телеканалом, на форуме которого есть раздел под названием «Статистика». Благодаря этому каждый может узнать, что 17 мая 2010 года на форуме побывали 1727 человек, а всего зарегистрированных форумчан – более семи тысяч. Наибольшей популярностью среди посетителей форума пользуется раздел «Программы и специальные проекты КТК», который состоит ни много ни мало из 17 тем, и где уже высказались порядка 30 тысяч раз.
Продвигаясь дальше, отмечаем, что из «программ и специальных проектов КТК» по количеству ответов абсолютными лидерами являются «Портрет недели» и «Давай поженимся». При этом в качестве пояснения под названием программы Сергея Пономарева многозначительно указано: «Старейшая, злейшая, честнейшая». Бегло пробежавшись по первым нескольким страницам этой темы, можно сделать закономерный вывод о том, что злости зрителям КТК не занимать.
Хотя при этом необходимо признать, что негатив телезрители выражают самыми разными способами: кто-то оставляет эмоциональные призывы к журналистам «Портрета недели» с просьбой обязательно разобраться в творящемся беспределе, другие начинают стыдить корреспондентов КТК за отсутствие всякого понятия о нравственности, третьи, вдохновленные сюжетами программы, слагают обличающие стихотворения в адрес отечественных чиновников.
В ответ на периодически звучащую в адрес журналистов программы критику, модераторы отвечают вполне предсказуемым образом: «Если Вам уж настолько противна наша программа, можно было сделать всего лишь одно движение. И даже не рукой, а пальцем. Нажать другую кнопку на своем пульте».
В ветке программы «Давай поженимся» атмосфера несколько иная, но также не лишена некоторой напряженности. Телезрители настойчиво интересуются, когда заполненная ими анкета окажется на сайте, по какой причине они по-прежнему не получили приглашения на собеседование, и даже сколько стоит участие в программе. В общем, проблем у активно ищущих своих вторых половинок телезрителей, оказалось, не меньше чем возмущения у поклонников «Портрета недели».
Форум телеканала «Хабар» менее обширный: состоит всего из девяти разделов, самый большой из которых содержит 19 тем. При этом самым удивительным является совсем не то, что форум пользуется такой небольшой популярностью, а то, что наиболее обширный раздел посвящен сериалам. Путем нехитрого чисто арифметического сравнения выяснилось, что наибольшего внимания со стороны телезрителей удостоился сериал «Жаным»: тема, посвященная ему, состоит из 13 сообщений, лишь одно из которых откровенно негативное и посвящено «плохому» переигрыванию молодых актеров. Самой обсуждаемой темой на форуме стали спортивные события, а в частности Лига Чемпионов и Лига Европы: 162 сообщения и более 24 тысяч просмотров. Вторая по популярности тема также посвящена футболу, в названии которой неожиданным образом появляется слово «критика». После просмотра нескольких страниц с сообщениями появляется устойчивое ощущение, что тема является не чем иным как междусобойчиком, который поддерживается усилиями трех-четырех любителей футбола.
Потрясает и количество просмотров тем, состоящих всего из одного сообщения: например, тема «Спортивный юмор» содержит одну запись, но просмотров собрала более двух тысяч. К слову, автором этого единственного юмористичного поста является та же девушка, которая поддерживает активность немногочисленных любителей сериала «Жаным». Форум телеканала «Астана» благодушно встречает каждого незарегистрированного посетителя словами «Привет, незнакомец!». Далее по традиции следует предложение «Войти» или «Зарегистрироваться» и высказаться на любую из предложенных восьми тем.
Сообщений на форуме ожидаемо оказалось совсем не много, но заголовки и описания каждой из них будто любезно предлагают вступить в дискуссию: например, «Поделитесь тем, что происходит вокруг!». На призыв откликнулась пока только одна телезрительница, сообщившая, что на первом этаже торгового центра «Евразия» совершенно невозможно находиться из-за исходящего от канализации запаха. По популярности среди тем на первом месте та, которая посвящена любимым телесериалам зрителей. Администратор в самой изящной манере интересуется у аудитории ее предпочтениями и в обязательном порядке отвечает на все вопросы и просьбы, возникающие у форумчан. Выходит, что и своим рейтингам, и активности зрителей на форумах телеканалы обязаны тем самым пресловутым сериалам, которые в режиме нон-стоп транслируются в эфире всех без исключения телеканалов.
Похоже, телеканалы еще не слишком хорошо наладили обратную связь со своими зрителями. Мы всё больше предпочитаем отпускать ироничные комментарии на своих страницах в социальных сетях, которые руководители канало мониторят редко и весьма избирательно. Не изжила себя и традиция обсудить «любимый» телеканал на кухне. Огорчает лишь то, что, видимо, и сами телеканалы не стремятся заручиться мнением аудитории обо всех своих программах и проектах, о чем ярко свидетельствуют практически умирающие форумы на официальных сайтах телекомпаний. В общем, отсутствие хоть какой-то артикулированной реакции от телезрителей на специально созданных для этого площадках усугубляется нежеланием телеканалов видеть эту самую реакцию. А некоторые телеканалы, к сожалению, и вовсе не утруждают себя созданием такого рода площадок.