Мы начали экскурсию, свернув на территорию отеля Альпийская роза. Как оказалось, проехали самую первую работу, открывающую художественный проект. Ее автор Александр Угай задался вопросом: «Как прошлое влияет на будущее, и наоборот, как реальность трансформируется под давлением потока времени». Инсталляция «Поверхность поверхности» состоит из пяти объектов, лишь два из них легко найти.
«Эта работа – загадка, - говорит куратор Яна Малиновская. - Первый образ – это книга, спрятанная воде. Второй объект мы должны увидеть, потому что он прозрачный и находится внутри ручья. Третий - это тонкая линия, натянутая вдоль воды. Четвертый – тонкая пластина в воздухе. Пятый объект существует в воображении художника и зрителей. Возможно, вы найдете его, возможно, это будет дерево рядом с вами. Художник не дал мне ответа на этот вопрос».
Из пяти объектов мне, к сожалению, удалось обнаружить лишь два самых заметных. Водитель подгонял нашу группу, оценить по достоинству работу Александра не удалось, так же как и понять, найдется ли в моем сознании пятый, загадочный объект воображариума.
Возвращаясь к маршруту выставки, мы наталкиваемся на «Сомнительный симбиоз» Зои Фальковой. Инсталляция показывает нам колонию неживых, казалось бы, красивых структур на природном теле – дереве.
Художнику они напоминают колонии паразитов, которыми человечество заполнило Землю, «геометрические, несвойственные природе, но удобные для пользования» паразиты.
Яна большую часть времени провела вместе с художниками в парке. Это полностью кураторский проект и художники подбирались ею лично. «Я знала, что они смогут освоить концепцию и смогут высказаться в пространстве, - рассказывает Яна. - Семиречье, по сути, мистическое пространство, и оно было одухотворено людьми, которые сюда съехались. Люди и есть восьмая река, то, что несет культуру и дух в пространство. Мне показалось, что об этом стоит говорить, потому что исторически восьмая река принесла достаточно серьезную культуру в Алматы и сейчас художники современного искусства являются продолжением духовной восьмой реки».
Ранее Яна уже работала над проектом под открытым небом, в музее-заповеднике Дивногорье под Воронежем.
Из-за городской суеты не каждый день мы можем заметить красоту гор. Чаще обращаем внимание на грязный воздух, пробки, серую архитектуру. Думается, этот арт-проект — как глоток свежего воздуха, напоминающий о том, в каком удивительном месте мы живем.
На фоне великолепных хвойных деревьев стоит металлический памятник «Ель». Автор скульптуры Сырлыбек Бекботаев приравнивает человека, как природное существо, к разрушительному катаклизму. «Я сделал памятник погибшему дереву как очередное напоминание нам, людям, что природа одна, к ней надо уважительно относиться и оберегать ее, чтобы мы не остались среди памятников вместо деревьев».
Как и предполагала автор следующей инсталляции Екатерина Никонорова, камуфляжная часть работы в первую очередь вызвала ассоциации с войной, нежели с природой.
Между тем пространство внутри инсталляции направлено на гармонизацию отношений человека и природы. Екатерина рекомендует пробыть там не менее пяти минут, увидеть отражение своих эмоций в зеркале.
Все работы выстраиваются вдоль тропинки, туристического маршрута, чтобы не нарушать природную целостность. Работа Алексея Шиндина нарочито подстроена под местный ландшафт.
«Река времени» - это первый опыт работы художника со стеклом. «На создание ушло чуть больше двух недель, - делится Алексей. - Вручную заносил стекло. В первую неделю работы часть стекол разбилась, после этого решили покрыть их защитной пленкой».
Куратор Яна Малиновская рассказывает: «Вечером, на закате, «Река времени» смотрится особенно красиво, символизируя ускользающее прозрачное время. Как говорил автор, стекло – это песок, песок первоначально был камнем. Горы, окружающие нас, это и есть камень, который постепенно когда-то превратится в песок».
Все объекты должны простоять в горах до конца сентября, а после будут демонтированы, если только парк не захочет их оставить. Поднимаемся дальше и застаем группу детей напротив «Заповедного кинотеатра» Суинбике Сулейменовой, где можно посмотреть фильм в максимальном разрешении и с самыми реалистичными спецэффектами.
«Реальность здесь! – поясняет куратор. - Здесь тоже происходят драматические события, происходит жизнь и борьба за нее. Это некоторая ирония, художник шутит. Он предлагает нам увидеть отраженную реальность, чтобы вернуться к реальности настоящей. И увидеть, что в окружающей действительности происходят не менее драматичные, привлекательные, прекрасные события, чем в том же кинотеатре».
Слышны звуки птиц, но они кажутся какими-то ненастоящими. Так и есть, «Сад цифровых птиц» - это аудио-инсталляция коллаборации художников The2VVO Лены Поздняковой и Эльдара Таги. Они собирали звуки редких или уже исчезнувших птиц Казахстана. Теперь они остались лишь в цифровом формате. Этим же днем эту работу демонтировали, в следующий раз ее можно будет услышать только на выставке документации.
Далее привет из детства. Непривычных размеров кубики – это инсталляция Асель Кадырхановой «Другие буквы». На них написана фраза из стихотворения Абая «И ты кирпич в мироздании» на арабском, латинском и кириллицей.
«Форма кубиков выбрана как игра, меняя стороны кубиков, вы меняете язык. Художник исследует не только трансформацию языка, но еще и форму трансформации. Фраза «И ты кирпич мироздания», говорит о том, что каждый из нас важен для мироздания, каждый несет ценность для этого мира, - говорит Яна. - Мы хотели этой инсталляцией завершить выставку, утвердить значимость. Но все-таки решили закончить работой Бахыт, вместо утверждения решили поставить знак вопроса. Позитивное утверждение сделали на самом тяжелом подъеме, оно тянет за собой, говоря: «И ты здесь важен, нужен».
Куратор не преувеличила, когда сказала, что работа Асель стоит перед самым тяжелым подъемом.
Упавшая «Триумфальная арка» из кереге Бахыт Бубикановой.
«Арка по сути своей говорит о том, к какому триумфу мы стремимся, что для нас является триумфом. Бахыт затрагивает национальные вопросы, куда движется ее страна и как ее народ относится к природе, наследию и традициям. Что же лежит в основе желания триумфаторов? Условно лежащая арка, очень неустойчивая, тем не менее, она все равно триумфальная. Очень важным показалось разместить ее на такой горке, откуда дальше идет поворот. Выставка рассчитана на людей, которые идут в горы. С той дороги открывает вид, который ответит на некоторые вопросы. Поэтому мы и решили завершить экспозицию именно таким вопросом – к такому ли триумфу мы стремимся?» - подводит итог Яна Малиновская.