По всему миру люди ищут своих героев. Но я не герой. Люди думают: вы такой великий человек, вы проделали замечательную работу, вы достигли многого. Alibaba действительно стала глобальной компанией, но внутри себя я понимаю, что мы все одинаковые и имеем большие возможности. В день, когда я начал свой бизнес, я сказал себе и 17 моим коллегам-основателям, что если все мы – 18 человек - сможем быть когда-либо успешными, то 80% населения мира тоже сможет быть таковыми. Мы обычные люди, у нас не было богатых отцов или властных дядюшек, ничего не было. Никто из нас не окончил хороший университет. Люди, как я, подавали заявки на трудоустройство более 30 раз, но никто так и не ответил мне согласием. Это правда – мы с 24 моими друзьями пытались устроиться даже в компанию Kentucky Fried Chicken, но никто не хотел нас брать. Я хотел подать заявку на работу в полиции и стать полицейским, но этого не случилось. Однажды, продолжая искать работу, я зашел в отель с моим двоюродным братом – он выше и красивее меня – мы ждали 2 часа, чтобы с нами провели интервью. Спустя 5 минут собеседования, брата приняли на работу, а мою заявку отклонили. 34 года спустя мой кузен все еще работает в отеле, а я поменял свою жизнь. 20 или 30 лет назад, когда я услышал о Билле Гейтсе, о Ларри Эллисоне, о компании IBM, я подумал, что эти люди забрали все наши возможности. Думал, что они обладают всем, а нам не остается ничего. И сегодня я действительно понимаю разницу между мной и другими людьми. Большинство продолжают сидеть и жаловаться. Но я думаю, что это бесполезно.
Если вы не можете поменять других, поменяйте себя. Что сделал я? Я попытался сделать что-то новое. Конечно же, последние 17 лет моя жизнь не была простой. Меня не обучали как IT-специалиста или специалиста программного обеспечения, я знал о компьютерах очень мало. Я помню, в 2000-х годах меня пригласили выступить в Гарвардской школе бизнеса, где люди задавали мне вопрос: почему вы выжили? Я сказал студентам и профессорам, что есть три причины, которые позволили нам это сделать. Во-первых, у нас не было денег. Во-вторых, мы не знали ничего о высоких технологиях. В-третьих, мы никогда не занимались планированием. Люди говорили: а как у вас тогда все получилось? Когда мы создавали компанию Alibaba, мы собрали 50 тыс. долларов США от 18 человек. И это небольшая сумма. В то же время мы постоянно помнили, с кем мы конкурируем. Это были огромные интернет-компании, вроде Yahoo. У них были миллиарды долларов. И если бы мы тратили те деньги неаккуратно, мы бы погибли. Даже сегодня, получая весь наш денежный поток, мы думаем о том, как тратить деньги максимально осторожно.
Раньше у нас не было технологий и опыта. Из 18 основателей только 3 человека знали, что такое компьютер и как производить компьютерные программы. И только остальные 15 человек, включая меня, боялись высоких технологий. И большинство людей в мире боятся их. Первые три года в Alibaba я был менеджером по тестированию продуктов. Если я не мог использовать наши разработки, то считал это мусором, потому что, наверняка, 80% людей не смогли пользоваться ими. Поэтому мы попытались сделать каждую услугу и продукт настолько простым, чтобы человек мог нажать кнопку и получить необходимое.
Что касается планирования, то задумайтесь, как можно планировать что-либо в 2000 году, когда интернет-бизнес только начинает развиваться? Мы понимали, что за ним будущее. На рынке были различные консультанты, но они просили денег и писали замечательные бизнес-планы огромной толщины. Но как можно начать дело через написание такого толстого документа? Большинство студентов MBA хороши, чтобы создавать планы, чтобы писать проекты. Но таки люди как мы не знают, как это делать, но мы знаем, как делать так, чтобы клиент был доволен твоим сервисом. И это главное, это то, за счет чего мы выжили.
Каждый день мы думали о том, как прожить следующие сутки, неделю. Происходит много всего, что влияет на ваше положение и уверенность. Но мы ни за что не отказывались от нашей миссии. Я помню, когда мы начинали Alibaba, я сказал своей команде, что за интернетом будущее человечества. Интернет это не только технологическая революция, это революция всего. Люди могут использовать его для выполнения огромного числа задач. И мы можем попытаться помочь использовать его малым предприятиям, чтобы они могли конкурировать на глобальном уровне. Это было нашим видением.
Мы выбрали название Alibaba потому, что хотели быть открытыми для предпринимателей. Мы верили в одну вещь: если мы не сможем стать успешными, то кто-то будет успешным вместо нас. Это не потому, что мир полагается только на вас. Этот мир полагается на людей, которые упорно работают, которые работают по-умному, которые работают с другими замечательными людьми, которые действительно ставят других людей на первое место. Это то, во что мы верили. В прошлом люди говорили: Джек, ты действительно молодец, у тебя все хорошо сложилось и ты так сильно вырос. Но это произошло не потому, что мы были умными в самом начале. Мы были лишь сконцентрированы на работе, на помощи малым предприятиям. Еще за последние 17 лет мы никогда не меняли наши мечты, нашу миссию, но меняли себя, чтобы соответствовать потребностям клиентов.
Когда люди зарабатывали большие суммы денег на онлайн-играх, у нас не было денег. Когда люди получали большие доходы через рекламу, у нас опять их не было. Когда они зарабатывали через SMS, мы не зарабатывали ни на чем. Мы знали, что если мы останемся и будем работать также упорно, если наш клиент будет всегда доволен – мы сможем заработать. За последние три года Alibaba не получала прибыли. Но что мы получили? Это выражение благодарности от клиентов. Мы получили очень много электронных сообщений, где люди благодарили нас за то, что мы поддержали их, помогли им сделать бизнес в разных частях мира. Мы знали, что если мы будем постоянно получать подобные письма с благодарностью, то мы будем успешными. Если бы мы были нацелены только на зарабатывание денег, мы бы получали лишь ненавистные отзывы от клиентов.
Когда я рассказываю о своем опыте, люди спрашивают: хорошо, но как добиться всего этого сейчас? Alibaba уже очень большая компания и есть ли шанс, что мы станем такими же или даже больше, чем она? Да, конечно, у вас есть шанс работать лучше, чем мы. Но если вы хотите организовать бизнес также, как Alibaba – это невозможно, это очень трудно. Вы можете быть лучше, чем мы. Почему? Лишь немногие интернет-компании в этом мире могут быть замечательными больше 3-5 лет. Эта индустрия очень жесткая. Здесь вам нужно быть инновационными, вам нужно быть смелыми, иметь мужество, нужно делать что-то уникальное. Не каждый может устоять.
Но возможности в этом мире огромные. Люди произвели три очень большие революции. Первая – это технологическая революция, которая произошла в Великобритании. Это была промышленная революция, революция ног и рук, физического труда. На протяжении 20 лет произошло множество технических открытий, за которыми последовал период попыток применить эти технологии в традиционном бизнесе. На это ушло порядка 50 лет, что по итогу сделало Великобританию одной из самых великих стран того века.
Вторая революция – это энергетическая революция, когда появилось электричество. На это тоже ушло порядка 50 лет. Первые 20 лет также касались технологий, а затем они стали предметом широкого пользования и мир начал меняться.
Сейчас мы наблюдаем третью технологическую революцию. И нам повезло – мы все еще молоды, мы все еще можем что-то делать. Но эта технологическая революция также продлится 50 лет. Сейчас мы прошли первые 20, а следующие 30 – это то, как вы сможете использовать интернет и с помощью него произвести революцию в вашем бизнесе. В интернете есть множество возможностей. Положительная тенденция заключается в том, что люди меняются – отходя от информационных технологий, они начинают использовать data-технологии. В период информационных технологий я говорил, что, да, я не могу создать Microsoft, IBM или Cisco. Но в период data-технологий появляются облачные исчисления, пользовательские данные и очень много других вещей. Скажите, 20 или 30 лет назад вы могли себе представить, что будет такая компания, как Facebook? Вы могли себе представить, что появится Google, которая станет более мощной, чем Microsoft? Нет, никто не знал об этом.
20 лет спустя некоторые компании все еще могут существовать, но могут появиться и новые компании, которые станут более сильными, чем тот же Google или Facebook. Это наверняка произойдет. Нравится вам это или нет, мир будет меняться. Через 20 лет будет гораздо больше успешных компаний, чем сегодня. Будет больше богатых людей, чем сегодня. И если вы считаете, что мир остановился, то это потому, что у вас не хватает воображения. И сейчас мы живем в самом замечательном времени, которое у нас может быть.
Я все еще жду чего-то. У меня сохранилась страсть, но я старею. Я никогда не думал, что могу постареть. Если бог существует, то он создал секретный программный код для человечества. И человек может прожить только 100 лет. Почему? Когда вы молоды, ваш дедушка говорит вам: не делай этого. Вы отвечаете ему: нет, ты стареешь и ничего не понимаешь, и я буду делать то, что задумал. Тем не менее, через 60 лет ты понимаешь, что дедушка был прав, но уже поздно. В молодости у вас есть мускулы, но нет интеллектуального багажа. Когда у вас появляется багаж, перестают работать мускулы. Это программа, которую разработал бог. Но пока вы еще молоды, пока вам 20 лет, вам нужно следовать за великими лидерами, хорошими руководителями, компаниями, чтобы учиться у них. Это очень важно – найти хорошего начальника, найти хорошую компанию, чтобы учиться на их опыте. Когда вам 30 лет, вам нужно знать то, что вы хотите делать самостоятельно. Когда вам от 40 до 50 лет, вам нужно понимать, какие вещи у вас получаются лучше всего и не делать то, чего у вас не получается, у вас больше нет лишнего времени. Когда вам будет 50 лет, вам нужно подумать о том, как можно поддерживать молодых людей. Когда вам будет 60 лет, нужно тратить время на воспитание внуков. Жизнь коротка. Нужно готовиться к этому. После того, как вы закончили университет, найдите хорошего начальника. Конечно, можно рискнуть и сразу стать предпринимателем, заняться стартапом. Это сложно, но шанс выиграть тоже есть. Билл Гейтс начал рано, но проблема в том, что таких как он в мире лишь единицы. Множество людей исчезли, не достигнув ничего. Если вы хотите делать что-то уникальное, постоянно думайте, учитесь, начинайте что-то делать и не сдавайтесь. Никогда не сдавайтесь.
Казахстан имеет огромный потенциал. Насколько я знаю, у вас есть хорошая горнодобывающая промышленность, нефтяной сектор и сельское хозяйство. Но у вас нет услуг. Но именно индустрия услуг, обрабатывающая отрасль выводит страны вперед. 20 лет назад, до того, как наступило время интернета и данных, для открытия производства нужен был конвейер, нужно было много машин и денег, чтобы оно функционировало. За последние 20 лет IT-сфера сделала из людей машин. В течение следующих 20 лет данные сделают из машин людей. Машины будут намного умнее. Это абсолютно другой мир, где нам нужно будет работать вместе с ними. 20 лет назад жизнь для телекоммуникационных компаний была прекрасна. Если вы были оператором, вы были королем. Сейчас же ваш бизнес ничем не отличается от прокладки канализационных труб. Подумайте об этом. Только когда вы в отчаянии, когда вы под давлением, к вам приходят новые возможности.
Нужно постараться меняться. Невозможно сохранить вчерашний день. Нужно пытаться делать что-то другое. Когда вы помогаете другим состояться, вы тоже достигаете успеха. Я не умный человек, но всегда помните о том, что у вас есть, чего вы хотите и что вы готовы оставить. Мудрость как раз и заключается в осознании того, что вы хотите оставить после себя.
После 17 лет наш бизнес вырос и люди думают, что мы везде, мы заполонили все его сегменты. Доходы нашего бизнеса в электронной коммерции в прошлом году несколько превысили доходы Walmart. Но на построение бизнеса у них ушло 60 лет, мы же потратили на это лишь 14. Для этой работы Walmart понадобилось более 2 млн. людей, а нам - 6 000 сотрудников. По размеру наш бизнес сравним с 25 экономикой планеты. Возможно, к концу этого года мы будем сопоставимы уже с 20 экономикой мира. Наша цель достичь капитализации, размером с пятую экономику мира. Что это значит? Первой экономикой будет США, второй – Китай, третьей – Япония, четвертой – Европейский союз и пятой, может быть, станет экосистема Alibaba Group. Это звучит невероятно. Но 15 лет назад, когда мы говорили, что станем крупнейшей компанией в электронной коммерции, нам говорили, что это невозможно. Но мы достигли этого. Сегодня у нас есть замечательные люди, технологии, знания, деньги, влияние, у нас есть много пользователей, и мы верим, что нам нужно построить экономическую систему, которая сможет дать возможность каждому человеку, каждому малому предприятию вести свою деятельность.
Мы надеемся, что через 20 лет каждый человек в мире сможет иметь телефон, который будет присоединен к нашей платформе, через которую вы сможете заказывать и продавать товары в любой точке планеты. Если у вас будет машина, вы сможете предоставлять определенные услуги через Uber. Если вы будете вырабатывать лишнюю электроэнергию, вы сможете экспортировать её в любую страну через нашу систему. Если вы выращиваете картофель или помидоры в промышленных масштабах, с нашей помощью вы сможете продавать свои овощи по всему миру. Это то, что мы сейчас развиваем. Мы хотим построить экономику, которая сможет обслуживать 2 млрд пользователей, создать 100 млн. рабочих мест и оказать поддержку 10 млн. успешных предприятий.
Я человек не технологического склада. Но в нашей компании и помимо этого есть две сферы, работа в которых действительно сложна. Первая – это служба управления персоналом, а вторая – коммуникационная служба. Я люблю работать в первой сфере, потому что любой бизнес всегда связан с людьми. У вас должны быть хорошие кадры, если вы хотите создать отличный бизнес. Не обязательно лучшие, но это должны быть надежные люди. Когда мы создали Alibaba, первые 5 млн. долларов я заработал в 2000 году. Тогда я осознал, что богат и смогу нанять лучших людей. Когда ты богат, ты поддаешься влиянию моды, начинаешь нанимать людей из крупных компаний, чтобы они присоединились к тебе. Мы наняли вице-президента одной мульти-национальной компании, которая занимается маркетингом. Но я был в шоке уже от первого маркетинг плана, который он показал мне. Этот план требовал расходов в 12 млн. долларов на один год. Я сказал ему: у нас лишь 5 млн. долларов, как можно составлять план на 12? Он ответил, что никогда не составлял план на меньшую сумму. Позже я понял - это была не его проблема, а моя. Когда у вас есть Boeing 747, вы извлекаете из него двигатель и ставите в трактор, то могут возникнуть определенные трудности – трактор взорвется. Поэтому нанимайте правильных людей.
Что означает понятие «правильные люди»? Такие люди должны иметь то же видение, они должны быть готовы учиться. 10-20 лет назад мы не хотели нанимать интернет-экспертов, потому что их просто не существовало. Мы говорили людям: если вы захотите работать с нами, то это вы станете интернет-экспертом через 10 лет. Мы работали на будущее. Изначально никто не является экспертом. Даже те эксперты, что есть – это эксперты вчерашних знаний. Мы же набирали людей готовых учиться, заниматься командной работой, разделять одно видение. Они присоединились к компании не потому, что она богатая или в ней хорошо платят. Они присоединились потому, что это работа, которая им нравится. Здесь люди, которые им нравятся.
Легко нанять людей, но развивать их потенциал – очень тяжело. Как это можно делать? Через программы обучения, через образование, через привитие дисциплины. Как-то раз я разговаривал с одним из бывших генералов и государственных секретарей США. Я расспрашивал его о том, как он управлял своими людьми. Он говорил мне, что, прежде всего, нужно уделять внимание дисциплине. Если человек совершил ошибку, он требовал от него её исправления и работы над собой. Если он этого не делал, его увольняли. Я тоже стал придерживаться правила, что если кто-то делает ошибку, нужно дать человеку возможность её устранить. Если не выходит – ему следует менять должность. Если он не согласен, то его нужно уволить. При этом нужно всегда помнить, что лейтенант должен вставать раньше своих солдат. Лейтенант должен ложиться позже них. Даже есть он должен после своих солдат.
Мы развиваем людей через изменение ценностей. Мы нанимаем молодых людей, но мы не хотим, чтобы у нас было много выпускников из вузов. Причина заключается в том, что у людей должен быть 3-4 летний опыт работы в малых предприятиях. Когда они получат множество жизненных уроков, они точно будут знать, чем они хотят заниматься, и уже тогда смогут прийти к нам. Мы заметили одну вещь – Microsoft, IBM, Cisco, очень многие крупные американские компании перестали проводить инновации в течение некоторого времени. Почему это происходит? Они всегда набирают выпускников. Но это не те люди, кто будет вносить изменения. Мы хотим, чтобы люди приносили нам идеи, а не приходили только из-за работы и материальных условий.
Фото предоставлено пресс-службой компании Казахтелеком