Борис Климов родом из Томска, окончил там архитектурно-строительный университет и должен был заниматься интерьером и экстерьером зданий. Эта работа не стала делом его жизни, но зато дала определенные навыки, которые и натолкнули его на создание картонных голов, часов и других скульптур.
— Сразу после окончания университета у меня было два варианта: ехать в Алматы (по рекомендации друзей) или в Москву (там сразу предложили работу). Я сперва поехал в столицу России, проработал там полтора года в индустрии компьютерных игр, и после решил попробовать себя в рекламе, плюс мне хотелось уехать из Москвы, мне было там не комфортно. Я приехал в Алматы, прошел несколько собеседований и теперь живу здесь.
Сейчас Борис работает арт-директором Havas Worldwide Kazakhstan в Алматы. Именно в офисе этой компании висят работы Бориса.
— Во время учебы я очень любил делать макеты домов. Года два назад я искал применение своим навыкам макетирования. Мне попалась фотография макета головы оленя, но, честно говоря, она была очень примитивной. Сама идея шикарная, я решил ее развить. Мне захотелось сделать что-то такое, что не будет стыдно повесить дома, показать друзьям. У меня есть кумир — Бартек Эльснер, он делает потрясающие вещи из картона, я им вдохновлен. Думаю, что скоро достигну его уровня.
Когда я приступал к работе, я был уверен в успехе. Самое главное - не сомневаться и делать с энтузиазмом. Голову оленя склеил за три ночи. У меня был творческий порыв, как только появлялась свободная минутка, я продолжал работу. Друзья оценили первый результат моего труда, но я не хотел останавливаться.
Очень много идей подкидывают друзья, сами того не подозревая они вовлечены в творческий процесс. Я записываю все, что мне нравится и, так или иначе, это применяю.
Кенгуру, например, мы уже придумывали в этом офисе. Идею с птицей подкинули друзья, затем я продумал персонажа так, чтобы его можно было прочувствовать. Я все четко представляю в своей голове. У каждой работы есть фишки, детали – вещи, которые подчеркивают характер персонажа. После этого я делаю наброски, иногда трехмерные модели либо на компьютере, либо из пластилина. Затем начинаю клеить. Как правило, на одну работу уходит от двух до трех месяцев, в зависимости от количества свободного времени, все-таки это не основная работа, а хобби. Пока слишком много времени посвящать этому не могу, хотя надеюсь, что в скором времени хобби превратится в работу.
Все персонажи ассоциируются с тем или иным событием в моей жизни. Допустим, эта лиса, она самая любимая. Год назад я увидел клип группы Pentatonix песни Little drummer boy, американская молодежная группа, основанная в Техасе. В коллективе есть одна девушка, она и ее пение вдохновили на чувство полета. Я это чувство изобразил в такой лисе-летчике, тут и Техас, и самолетная тема. Девушка похожа на лисичку, в этом персонаже я даже старался ее мимику скопировать, передать ее изюминку лисе.
Видео:
Кенгуру – это олицетворение борьбы. Была тяжелая пора, и нужно было сражаться, отстаивать свои интересы. Я решил, что было бы здорово сделать кенгуру. Бой с трудностями всегда имеет место в нашей жизни. Обезьяна появилась, когда я начал активно экспериментировать в приготовлении еды. Я подумал: раз люблю вкусно поесть, то должен уметь вкусно готовить, не хочу ходить в кафе и пытаться найти приемлемый для себя вариант. Когда я готовил, то задумался над тем, что есть люди, которые не получают удовольствия от готовки, да и от любой профессии, которой занимаются. В какой-то момент они устают, и даже любимая работа может превратиться в рутину, тогда человек начинает делать свой продукт не очень качественно. Я решил изобразить усталость от любимого дела в этом персонаже. Над этой головой работал дольше всего, почти полгода, мне было тяжело выкроить время на нее.
Самая трудоемкая работа – это сова. У нее очень много элементов, я отклонился от основного курса минимализма и из-за сложного оперения эта модель заняла много времени.
Раньше я использовал коробки, ходил по городу и искал чистые. В среднем на одну скульптуру уходило примерно 2-3 квадратных метра чистого картона. Недавно наконец-то я нашел завод, который производит картон.
Скульптуры – это не только связь с определенными моментами моей жизни, но и огромный промежуток времени, затраченный на их изготовление. Если мне что-то не нравится, приходится переделывать. Например, во время работы над головой кенгуру, в какой-то момент я понял, что мне не нравится. Пришлось переделывать, хотя она была готова на 40 процентов.
Все работы я создаю для себя. Я - основной оценщик, если мне не нравится скульптура, ее никто не увидит. Такие работы есть, их немного. Иногда приходится откладывать, душа не лежит сейчас, попозже вернусь и доделаю. Моя цель – удивить и вдохновить людей.
Когда человек начинает работать за деньги, то он скован комментариями и желаниями клиента. Для творчества это серьезный минус, особенно если участвует человек, не имеющий вкуса. Творцу необходимо свободно мыслить.
Другой мой проект - это настенные декоративные часы, у них есть своя фишка. Каждая работа уникальна и неповторима, сделана в единственном экземпляре, при этом они очень похожи, но в них есть персонажи – духи часов. Все часы делаю на продажу.
Но головы из картона – основная работа, я их коплю и делаю, чтобы организовать выставку – это моя ближайшая творческая цель. Надеюсь, она осуществится к концу следующего лета. Для начала сделаю первую в Алматы, если кто-нибудь захочет провести ее и в России, я буду только за!
У меня часто спрашивают о продаже, в последнее время интересуются даже из других стран. Мне писал голливудский мастер по спецэффектам, из Франции, с какого-то утреннего интеллектуального шоу, ребята хотели себе в офис кенгуру. Пока я всем даю отбой, потому что хочу провести выставку. Цены озвучивать не хочу. Аналогичных работ в мире нет, поэтому оценить с помощью сравнения не выходит.
Я очень надеюсь, что мое хобби перерастет в основную работу, источник дохода. Есть план как это осуществить, но пока я еще работаю в рекламе. Мне нравится работа арт-директором только потому, что я могу учить людей. Фактически арт-директор тот, кто ведет дизайнеров. Процесс обучения, передачи знаний – это очень здорово. Особенно, когда видишь успехи человека, что он слушает и применяет то, что я ему даю. А в мир картона я захожу плавно. В планах открыть студию-школу, где люди будут обучаться, может оставаться работать. Энергия и настрой заразительны. Почему я даже держу работы в офисе? Чтобы люди, работающие со мной, видели уровень, который я задаю, и стремились тоже соответствовать. На интуитивном уровне, когда ты находишься в хорошем помещении, ты не хочешь делать гадость. Но мне придется выходить на мировой рынок, потому что одним Казахстаном и даже Россией сыт не будешь. Все-таки людей, оценивающих такое искусство недостаточно, чтобы существовать.