Немаловажными причиной такого упущения, возможно, являлось то, что практически никто из известных политологов и социологов по городу Алматы не работал, или то, что казахстанские СМИ все менее заинтересованы в аналитике, но в целом, это общая проблема нашей политической системы – никто не хочет подводить итоги. Может в будущем, после введения постоянных отчетов руководителей ведомств и акиматов, это войдет в практику, но пока при переходе с одной должности на другую отчетов не делается.
В этом материале – о том, что изменилось в городе за последние 7 лет и что в результате Ахметжан Есимов передал Бауыржану Байбеку. Конечно, формат статьи в СМИ не позволит расписать все подробно, но хотя бы основные достижения и проблемы он позволит обозначить.
Какой город Ахметжан Есимов получил от Имангали Тасмагамбетова?
- Алматы является финансовым, промышленным и культурным центром страны.
- Алматы является центром инвестиционного строительства жилья и коммерческой недвижимости, поэтому в него вливается огромное количество кредитов, которые с одной стороны выдаются банками застройщикам, а с другой стороны в виде ипотеки и потребительских кредитов населению.
- Большинство инфраструктурных объектов, вроде развязок, строится в государственно-частном партнерстве – за счет застройщиков, которые потом получают участки земли от акимата.
- Большой прирост строительства не обеспечен инфраструктурой.
- Попытка навести порядок в районе самозастроек заканчивается массовыми беспорядками.
- Экономический кризис прерывает поток дешевых кредитов, что ставит под удар строительство и все связанные с ним сферы, не обходя стороной и граждан вложивших деньги в долевое строительство.
Таким образом, город, сохраняя свой потенциал, находился под воздействием серьезного экономического кризиса, вызванного резким падением банков, строительной отрасли и снижением инвестиционной привлекательности алматинской недвижимости.
Позитивные итоги
Перечислю положительное в работе Ахметжана Есимова – то, что я считаю главным и важным для всех алматинцев, а не только для отдельных групп населения (вроде велосипедистов или хипстеров).
Рост бюджета города
Ключевым вопросам в нашей стране является всегда вопрос распределения природной ренты, которая идет в бюджет и поэтому аким, который может пробить своему региону нормальное и все время улучшающееся финансирование, уже как минимум неплох. При Есимове бюджет города вырос в 1,7 раза и составил около 22% от собираемых в нем налогов, что довольно хорошо, учитывая аппетиты центра и других регионов.
Узаконение самостроев и возникновение Алатауского района
Второй по важности не только экономической, но и политической и социальной задачей для акима было разобраться с районами самостроев. Конечно, это не бразильские фавелы, но, по сути, возникновение территории, где все строения и подключения к сетям незаконны, нет государственных и социальных учреждений и никто не зарегистрирован тоже ничего хорошего не несет. Всего было узаконено 3800 домов с участками, в которых жило около 20 000 человек, а также организован новый – Алатауский район, в котором 220 тысяч жителей. Помимо всего прочего благоустройства и развития (школы, поликлиники, госучреждения), специально в районе была организована индустриальная зона и построен специализированный автомобильный ЦОН. То есть, организованы точки роста и социальные институты, которые будут работать на повышение уровня жителей.
Расширение территории города
Как я уже писал в одной из своих статей, город увеличил свою площадь к 2014 году больше чем в 2 раза с 320 до 685 квадратных километров – это самый большой в абсолютном измерении и относительно самый быстрый рост города за всю его историю. Повторю, что дало это городу:
- Возможность переносить районы застройки на свободные площадки, что сократит надобность в точечной застройке внутри действующих городских районов.
- Развитие транспортной инфраструктуры города для сокращения времени и снятия напряжения с основных магистралей.
- Развитие туристической инфраструктуры и объектов, которых в настоящее время не хватает.
- Жители пригородных поселков получат собственные социальные объекты, и им не будет нужды полулегально пользоваться городскими объектами (детсадами, школами, поликлиниками), создавая проблемы для горожан.
- Возможность для развития новых индустриальных производств и логистических центров.
Также это позволило взять под контроль силовых органов пригородные поселки, где были велики риски распространение преступности и религиозного экстремизма.
Развитие инфраструктуры
За эти 7 лет были отремонтированы или проложены 190 км сетей водоснабжения, 500 км сетей электроснабжения и 118 км сетей теплоснабжения. Кроме того, были отремонтированы ТЭЦ, электроподстанции, котельные и трансформаторные подстанции.
У города, в общем, появился кое-какой резерв для подключения, плюс снижены потери в сетях и их аварийность, что позволяет не только обеспечивать уже существующие жилые кварталы, но и развивать производственные мощности и увеличивать строительство.
Развитие транспортной сети
Развитие транспортной сети при Есимове шло сразу в трех направлениях, что давало комплексный эффект:
- Строительство метрополитена - 9 станций и линии длиной 10,3 км, а также развитие муниципального транспорта в виде автобусов, троллейбусов, трамваев и такси. Плюс интересным экспериментом стало введение полосы для общественного транспорта на проспекте Абая, а в перспективе будет несколько новых пешеходных улиц.
- Улучшение дорог – построено 140 км новых дорог, капитально отремонтировано 36 км, а средний ремонт сделан на 1265 км дорог. Также пробито и расширено 7 улиц на протяжении 32 км.
- Построена 91 единица надземных и подземных переходов, что увеличило пропускную способность улиц и уменьшило травматизм. Еще построено 16 транспортных развязок.
То есть изменения коснулись не только качества дорог, но и в целом транспортных потоков.
Существенное улучшение ситуации с культурой
Отмечу важный для меня момент – с приходом Кайрата Кульбаева в управление культуры города, там произошло много позитивных изменений. Резко улучшились городские мероприятия – появились фестиваль цветов «Алматы гүл қала», «Парад оркестров», фестиваль яблок «Apple Fest», фестиваль современного искусства «Артбат фест». Посещаемость того же фестиваля цветов доходила до 200 тысяч человек в день, что для нашей страны - огромная цифра. Было внедрено государственно-частное партнерство в различных проектах по оформлению города, что позитивно сказалось на наружном оформлении. Ну и как венец всей работы – успешная трансформация Музея музыкальных инструментов, Центрального парка культуры и отдыха, театра кукол, дома-музея Динмухаммеда Кунаева. Отдельно надо сказать о привлечении известного урбаниста Яна Гейла с проектом изменения облика города – по всей видимости, это будет очередное приближение к европейским стандартам и улучшению комфортности городской среды.
Переход города к принципиально новой экономике
В целом, валовой региональный продукт города за 2014 год составил уже более 8 триллионов тенге – это если считать по старому курсу около 43 миллиардов долларов, что сравнимо с ВВП некоторых стран и 20,7% от ВВП Казахстана. И это обеспечивается не только торговлей и услугами, но и промышленностью, что очень важно. То есть в настоящее время Алматы - единственный город, в котором практически реализована мечта о диверсифицированной, индустриальной, инновационной и даже немного туристической экономике Казахстана.
Продолжение строительства жилья и социальных объектов
Несмотря на то, что бешеных денег из банков в строительство уже не идет, тем не менее, строительство упало только в 2011 году, а в 2008-2010 годах за счет государственной поддержки оно продолжалось. В 2014 году удалось построить рекордное количество жилья – 1,33 миллиона квадратных метров.
При этом активно еще строились и перестраивались социальные объекты – 16 школ, 43 детских сада 5 больниц, 8 поликлиник. То есть худо-бедно, дефицит школ и детсадов удалось перевести из острого состояния в более-менее терпимое.
Решение проблем долгостроев и дольщиков
В 2008 году в Алматы было 16 200 дольщиков, кто вложил деньги в квартиру или квартиры, а строительство домов не было закончено или даже не начато, как из-за проблем застройщиков, так и из-за их крайней финансовой нечистоплотности. Затем в городе в рамках республиканской кампании были созданы специальные программы, произведена достройка объектов и выдача квартир по справедливости. Конечно, нашлись и недовольные, но было сделано главное – акимат обеспечил получение квартир и не дал деньгам людей пропасть. 16 тысяч дольщиков – это примерно вместе с семьями 64 тысяч человек, что весьма немало.
Приведение в порядок оптовых вещевых рынков
Одной из главных проблем Алматы (это с одной точки зрения, а с другой одной из главных достопримечательностей) была Большая Алматинская Барахолка, состоящая из 74 отдельных рынков, которыми владели пресловутые «базаркомы», арендующие для этого землю у людей с очень и очень известными фамилиями. Как правило, рынки находились в пределах «красной линии», то есть там, где в принципе запрещено строить что-то, плюс состояли они из кучи хаотично раскиданных контейнеров, представляющих «государство в государстве». Так вот, 34 из них снесли полностью, а 40 перестраиваются в большие торговые центры – что в принципе лучше намного с точки зрения архитектуры, санитарно-эпидемиологической обстановки и собираемости налогов.
Кроме того, наведение порядка на рынках существенно улучшило выезды из города, которые нужны не только для просто движения, но и на случай экстренных ситуаций – для эвакуации населения и для входа в город войск, спасателей и техники.
Ремонт и обустройство зданий и набережных
Последним заметным для горожан вкладом Ахметжана Есимова в облик города стали пляжные зоны на Большом Алматинском канале и Сайране. Кроме того в рамках подготовке к Азиаде и к другим мероприятиям было построены спортивные объекты в предгорьях и реконструированы некоторые старые общественные здания.
Негативные итоги
Разумеется, нельзя ругать Ахметжана Есимова за то, что он не смог добиться пересмотра закона «Об особом статусе города Алматы» (это я считаю главной целью для любого алматинского акима) и наполнить его реальным содержанием, потому что это практически невозможно, но у него были другие огрехи в работе.
К ним можно отнести следующее:
- Нарушения архитектурного облика города – до сих пор в Алматы нет ни одной улицы или квартала, который был бы выстроен в едином архитектурном стиле, и который можно было бы с гордостью показать туристам, как например проспект Независимости в Минске. В центре города строят здания выше 9 этажей, хотя это не предусматривалось и нарушает общий архитектурный ансамбль. Количество исторических зданий также сокращается с каждым годом. В общем, для искушенного туриста в Алматы смотреть особо нечего.
- Вынос строений из водоохранных зон – еще в 2007 президент сказал вынести все незаконные строения из водоохранных зон в верховьях алматинских рек, однако это сделано не было – так как и денег на выкуп не было и особняками владели не самые простые люди. Тем не менее, судя по изменениям климата, водоохранные зоны все-таки будут в ближайшие 5-10 лет освобождены, но уже естественным путем – за счет сноса их селями и паводками. Правда, в самом центре города было благоустроено 250 га водоохранных полос вдоль основных рек, но это уже совсем другая история.
- Проект строительства курорта на Кок-Жайляу - наиболее неоднозначный проект за всю работу Есимова. У него слабо рассчитанные экономическая модель и технические решения, а также слишком опасные и серьезные последствия воздействия на окружающую среду.
- Проблема озеленения города – несмотря на то, что нам долгое время говорили, что вырубленные деревья возмещаются посадками, выяснилось, что очень многие из саженцев погибли от отсутствия полива, что привело к тому, что в городе продолжает падать количество зеленых насаждений. Также проблемой является бездумная и часто ненужная обрезка деревьев, которая лишает их кроны и превращает в куцее подобие «пальмы». Если бы работники «Зеленстроя» тратили больше времени на выращивание деревьев, а не на их бессмысленную обрезку, то город выглядел бы гораздо лучше.
- Проблема многоэтажных парковок - ранее в генеральном плане города планировалось около 72 парковок, из которых построено, кажется, всего 2. Ключевая проблема в этом – не налажена экономическая модель возмещения затрат инвесторам.
- Проблема мусора, дератизации и бродячих животных – тут все дело упирается не только в усилия акимата, но и сознательность жителей и гостей города, а тут, наверное, нужны комплексные и очень жесткие усилия, на которые пока у нас никто не решается.
- Проблема преступности – рост мелкой преступности и слабая ее раскрываемость в последние годы стали проблемой для города. Несмотря на все усилия, не удалось заставить ДВД города работать лучше и не удалось оснастить улицы города 3000 камер, как планировалось, чтобы таким способом контролировать уличную преступность.
Однако надо заметить, что большая часть из этих проблем характерна и перманентна не только для Казахстана, но и в принципе для всех стран Третьего мира и являются следствием слабости их политических и экономических систем, поэтому добиться каких-то успехов на этом поприще в отдельно взятом городе крайне трудно.
Какой город Ахметжан Есимов оставил Бауыржану Байбеку?
- Алматы все также финансовый, культурный и промышленный центр страны, который, однако, находится под угрозой падения экономики из-за девальвации тенге.
- Решены проблемы с дольщиками, долгостроями, самостроем и самозахватом земель, а также с освобождением трасс от «барахолок».
- Решена проблема с основной городской инфраструктурой.
- Созданы условия для развития в городе промышленного производства – работает индустриальная зона в Алатауском районе.
- Намного увеличилась в стоимости и размерах городская собственность – как за счет государственных автопарков, так и за счет практически удвоения площади города, что соответственно увеличило площадь земель введении акимата.
- Город является крайне важным донором бюджета и локомотивом республиканской экономики (по итогам первой половины 2015 года Алматы дает налогов в 2 раза больше Астаны или как 10 других областей), что политически делает акима Алматы ключевым среди акимов и одним из самых главных политических госслужащих страны.
- Протестная активность и поводы для нее существенно снизились по сравнению с 2008-2009 годами.
Выводы
Ну и конечно выводы:
- Состояние города, которое Есимов оставляет Байбеку в 2015 году, намного лучше того состояние, которое было у Есимова в 2008 году. Основные проблемы города уже решены и есть задел на развитие дальше.
- Ахметжан Есимов, по моему мнению, показал себя пока наилучшим акимом города, начиная с 1991 года. Конечно, и у него были недостатки, но в целом, хорошая работа преобладала.
- Однако у него был один политический недостаток – нежелание сильно пиарить свою работу, что и создало ему определенный негативный имидж и привело к недооценке его работы.
А перед Бауыржаном Байбеком соответственно стоят основные задачи в период его пребывания акимом города:
- Не допустить урезания бюджета города на 2016-2017 годы, что вполне вероятно из-за экономической обстановки
- Продолжить и усилить Антикризисный план 2015-2017 годов с учетом плавающего курса тенге
- Продолжить начинания по улучшению городской среды и по развитию промышленного сектора
- Провести нормально подготовку к Универсиаде
- Сохранить уровень инфраструктуры (коммунальные сети и дороги) и не дать ему опуститься. Особенно важным является строительство метро и легкорельсового трамвая
- Адаптировать присоединенные к городу территории 27 поселков
- Не допустить дальнейшего переноса крупных налогоплательщиков из города
Фото с официального сайта акимата Алматы