После объявления результатов референдума индексы азиатских и европейских бирж резко упали. Вместе с ними антирекорды начали демонстрировать и многие мировые валюты, включая евро и британский фунт. Британские банки Barclays, Royal Bank of Scotland и Lloyd’s Bank продолжают наблюдать за колебанием собственных котировок, стоимость которых в начале торгов просела на треть.
За этим последовали и политические издержки. В отставку подал премьер-министр страны Джеймс Кэмерон, который посчитал, что не сможет помочь стране с преодолением всех будущих вызовов. Первые лица Шотландии и Северной Ирландии заявили, что видят себя частью Евросоюза, из-за чего могут объявить референдумы о независимости от Соединенного Королевства. Страны ЕС хотя и признали необходимость реформирования организации, все же выразили крепкое намерение остаться в союзе, наметив внеочередную встречу уже без участия Британии на следующую неделю. Впрочем, политики, придерживающиеся националистических взглядов, уже заявили о важности проведения аналогичных референдумов во Франции и Нидерландах.
Опередив большую часть экспертных прогнозов Центральный банк Англии выступил с заявлением, что для поддержки и нормализации ситуации на биржевом и валютном рынках он может использовать запасы в 250 млрд фунтов. «Мы ожидаем, что институты учтут этот факт в случае необходимости», - подчеркнул глава английского ЦБ Марк Карни.
Немногим позже заявление сделал мэр Лондона Садик Хан, который сказал, что город по-прежнему открыт и дружелюбно настроен к инвесторам и гражданам Евросоюза. «Я все еще верю, что наша страна - одна из лучших в Евросоюзе, и у меня нет сомнений, что Лондон останется таким же успешным городом, каким является сегодня», - сказал он.
В одном из редакционных материалов Bloomberg написал, что по правилам Евросоюза британское правительство будет вести переговоры о прекращении своего членства в течение двух лет. В это время британским компаниям нужно будет формировать новую стратегию доступа к рынку стран Евросоюза, объем которого составляет 13,6 трлн долларов.
Economist в своей редакционной статье говорит, что стране придется заново выстраивать отношения не только с ЕС, но и с Америкой, Китаем и Индией, руководствуясь рядовыми правилами Всемирной торговой организации. При этом населению будет нелегко пережить этот период – цены на многие товары, включая тарифы на ввоз автомобильной, фармацевтической и пищевой продукции, могут ощутимо вырасти. И это подстегнет к удорожанию многих услуг, в том числе и финансовых.
Reuters также отмечает, что нелегко придется и британскому бизнесу, особенно некоторым игрокам автопрома, фармакологической отрасли и строительного сектора. Союз промышленных предприятий Британии говорит о возможной потере 550-950 тыс. рабочих мест. А британские банки могут встать перед необходимостью закрыть свои представительства в Лондоне или продавать услуги странам ЕС по очень низким ценам. Использование инфраструктуры и последующие инвестиции станут для её энергетических компаний дороже, а новые проекты будут отложены, поскольку компаниям нужно будет решать проблемы дефицита энергии в собственной стране. Из-за будущей правовой неопределенности инвесторы в нефтегазовые компании страны могут потребовать большую доходность. BP и Shell уже предупреждали, что их положение может ухудшиться.
Экономический редактор BBC Камал Ахмед не считает, что последствия для мировой финансовой системы будут слишком плохими. «Сегодня банки не в том положении, в котором они встретили кризис 2007 года, когда не имели финансовых подушек безопасности. Сегодня существует куда больше мер для их поддержки. Тем не менее, финансовые институты все еще находятся не в самом устойчивом состоянии, поэтому британский ЦБ и готов их поддержать, чтобы политический кризис не обернулся финансовым».
Джон Краян, главный исполнительный директор Deutsche Bank AG, в комментарии Bloomberg сказал, что последствия выхода Британии будут негативными во всех областях. «Я боюсь, что это не самый лучший день для Европы. На сегодняшний день мы не можем полноценно оценить все последствия. Но они, несомненно, грозят нам новыми вызовами», - отметил он.
«Тот, кто утверждает, что выход Британии из ЕС – это проблема лишь для Британии не понимают, какое влияние она окажет на весь мир. Они, вероятно, забыли, какой эффект произвели события в Греции, хотя эта страна куда меньше Британии и не является финансовым центром», - говорит Ариф Хусаин, менеджер T. Rowe Price Group Inc., совокупные активы которой составляют 765 млрд долларов. «Вероятность риска глобальной рецессии сейчас превысила 50%», - цитирует его Bloomberg.
По расчетам МВФ, которые организация представила на прошлой неделе, разрушение торговых связей станет одним из факторов, которые в этом году замедлят рост глобальной экономики на 0,2 п. п. до 3,2%.
Согласно результатам исследования CBI Group и PricewaterhouseCoopers, выход Британии может грозить Евросоюзу сокращением 950 тыс. рабочих мест и потерей около 5% ВВП до 2020 года.
Томас де Вааль, старший научный сотрудник Carnegie Europe, говорит, что это первый день для Британии, когда она уменьшилась в размере и стала более изолированной и обособленной от всего мира. Кроме того, в стране наблюдается укрепление националистических настроений, что может перекинуться на другую часть Европы. «Вскоре мы также можем ожидать заявки на проведение референдума в Шотландии», - говорит он.
По мнению другого научного сотрудника Carnegie Синана Ульгена, выход Британии из ЕС дает последнему возможность укрепить связи со своими ближайшими торговыми партнерами. Работа с Великобританией позволит создать новую и более глубокую систему сотрудничества, которую можно будет экстраполировать на другие страны-партнеры.
Последствия выхода Великобритании из ЕС будут влиять на Казахстан и страны региона опосредованно, это мнение на пресс-конференции в минувшую среду выразил глава казахстанского Национального банка Данияр Акишев. «Я думаю, что любые изменения на мировом финансовом и фондовом рынках будут влиять на тенге опосредованно. В первую очередь это будет происходить через курс мировых валют по отношению друг к другу, во-вторых через то, как на это отреагируют цены экспортных товаров Казахстана, в-третьих важна будет реакция курсов валют торговых партнеров нашей страны», - пояснил он. «Естественно, это (выход Великобритании из ЕС - V) довольно большой стресс для мировых финансовых рынков, и волатильность отдельных показателей может вырасти, что также может оказать влияние на курс национальной валюты. Однако я еще раз отмечаю, что это влияние – опосредованное. Британский фунт у нас не торгуется напрямую. В основном торги осуществляются по паре тенге – доллар США».
Председатель Центрального банка России также не исключила косвенного влияния последствий Brexit на российскую экономику. «Прямого влияния от выхода Великобритании из ЕС для нас нет, для российской экономики. Но, конечно, косвенные могут быть, потому что, если это случится, будут определенные последствия и для экономики, например, ЕС, который является одним из наших крупнейших торговых партнеров, и в целом для ситуации на мировых рынках», - цитировал её Reuters 10 июня.
Из-за решения британцев выйти из Евросоюза «катастрофы не произойдет, хотя на финрынке будет краткосрочная нестабильность», считает бывший министр финансов России Алексей Кудрин, которого цитируют Ведомости. По его прогнозу, Евросоюз после разрыва с Британией «придет в себя», но и ЕС, и Британия станут экономически слабее. «На Россию Brexit существенно не влияет. У нас свои проблемы, более чувствительные», - добавил Кудрин.
Для российской экономики главным негативным последствием от Brexit может стать снижение цен на сырье на фоне ухода инвесторов из рисковых активов, сказала «Интерфаксу» старший аналитик корпорации «Уралсиб» Ольга Стерина. «Пока не очень понятно, как отреагирует британская экономика на Brexit, какие последствия будут для экономики Евросоюза. Сейчас есть опасения, что все развалится, как карточный домик. Поэтому все бегут в качество», - сказала она. Она добавила, что Европа - один из основных потребителей российского газа, поэтому ухудшение экономики ЕС может привести к снижению цен на газ и снижению объемов экспортируемого Россией газа.
Фото: Rob Stothard / Pool / AFP / Scanpix / LETA