Как признался в ходе коллегии заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко, проанализировав последние 15 лет в ведомстве пришли к выводу, что захват земель был практически в каждом регионе страны. Особая активность пришлась на 2003 и 2007 годы. Тогда люди незаконно заняли более 800 га или 10 тысяч участков для ИЖС. Каждый третий захват происходил в Алматы. Застарелую проблему решали разными методами, в том числе и только силовыми, которые «не всегда они были успешными, иногда трагичными».
«Значительный приобретенный опыт тогда никто не обобщил: ни госорганы, ни граждане выводы не сделали, - признался замгенпрокурора. - Экспансия захвата земель продолжилась в шести регионах, массовому захвату подверглись еще 300 га земли или 2500 участков».
При этом, в Генпрокуратуре не скрывают - порою люди становились жертвами обмана со стороны чиновников, которые продавали земли по фиктивным документам.
«В пригороде Астаны преступники из акимата, ЦОНа и юстиции подделывали документы о выдаче земель и продавали их. Выявлено 370 участков таких участков. Преступники успели продать половину из них и заработать свыше полумиллиарда тенге. Пострадали 187 граждан. Расследование завершено, в ближайшее время уголовное дело будет передано в суд. К ответственности привлекается 24 должностных лица. Аналогичная ситуация в Жамбылской области, где аким Сарыкемерского сельского округа со своими помощниками продал по фиктивным документам 270 участков, принадлежащих фермерам. Виновные лица уже осуждены», - привел примеры Кравченко.
В Генеральной прокуратуре отмечают несовершенство законодательства в этом вопросе.
«Норма статьи 201 УК РК не работает. Несмотря на озвученные цифры захваченной земли, за последние четыре года в отношении виновных возбуждено всего лишь 89 уголовных дел, а в суд направлено лишь одно. Со слов следователей и прокуроров, проблема в том, что законодательство четко не разграничивает, когда должна наступать уголовная ответственность, а когда административная», - отметил прокурор.
Но помимо этого, подчеркнул он, для привлечения к ответственности должен быть налажен контроль.
«Если контроль за землей будет эффективным, то достаточно жестко наказать первого захватчика, пресекая, таким образом, большие стихийные поселения. Однако реакция акиматов запоздалая, меры начинают принимать тогда, когда на захваченных участках построены десятки домов.
В результате получают активное сопротивление, начинаются почти военные действия. При попытке сноса домов возводятся баррикады, дети и женщины встают живой цепью перед техникой, угрожают самоподжогами. За четыре года они провели более 40 акций протеста», - продолжил рассказывать Кравченко.
В Генпрокуратуре отмечают: акиматы – «плохие собственники». Они своевременно не проводят ревизию земли, вовремя не пресекают самозахваты и нарушители продолжают этим пользоваться. Третье, отметил Кравченко, недоверие граждан к процедуре распределения земель.
«Люди не верят, что землю можно получить по-честному, без связей. Это подтверждают и наши проверки. Факты выдачи земель вне очереди имели место в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях», - сказал он.
Ну и последняя причина – это отсутствие готовых площадок под ИЖС, в результате чего люди по десять, а то и более лет ожидают землю.
«По поручению главы государства эти проблемы постепенно разрешаются. Уже сейчас земли выдаются в Атырауской, ЗКО, Костанайской и Кызылординской областях», - заверил прокурор.
Чтобы сократить количество этих правонарушений, в генпрокуратуре совместно с министерством сельского хозяйства начали реализацию проекта «Земля по закону, прекратим самозахват!».
С момента его начала работы (с начала года) вместе с акиматами и другими госорганами число захваченных участков сократилось с 2500 до 900. И сегодня есть план мероприятий, по которому работают госорганы. В частности, в прокуратуре считают необходимым пересмотреть неэффективную систему уголовного наказания.
«Предлагаем захват земель вывести в отдельный состав уголовного кодекса, обеспечить правовую-уголовную регистрацию всех таких случаев, контролируя ход расследований по ним.
Освобождение от уголовной ответственности в ходе расследования в том числе процессуальное соглашение надо применять только в случае при освобождении земли от захвата», - рассказал заместитель Генпрокурора.
Кроме того, по его мнению, нужно упростить процедуру госконтроля по фактам захвата земель и создать повсеместно систему раннего выявления самозахватов.
«Необходимо поработать вместе с министерством национальной экономики и сельского хозяйства на возможности предоставления права гражданам за свой счёт проводить коммуникации к участкам, если это не может сделать государство. На практике самозахватчики так и делают: в Кызылорде из 818 захваченных участков к 539 инженерная сеть подведена за счёт самих жильцов. Важно увидеть здесь и возможности ГЧП. Тогда расходы бюджета уменьшатся, и граждане быстрее получать землю», - считает Кравченко.
Более того, необходимо найти механизмы прозрачности вопросов выдачи земель для ИЖС. В частности, создать единую электронную систему земельных торгов и централизованный реестр очередников.
Генеральный прокурор тут же уточнил: если взять поселок Косшы близ Астаны, там сотни самозахваченных участков. И о самозахватах знали и акимы, и прокуроры, и все остальные госорганы.
«Я слышал, что продают земли, и весь город покупал там. Поэтому это дело расследуется, мы сейчас завершаем его. 15 человек, в основном, это чиновники, находятся сейчас под стражей, 24 человека мы привлекаем. Сейчас передаем в суд, расследуем мы сами – Генеральная прокуратура. Но помимо ответственности уголовной, есть еще другие виды. Поэтому мы должны сейчас как дело передадим в суд, как состоится приговор, а может быть и не надо ждать приговора. Поэтому я от следственно-оперативной группы жду список фамилий чиновников, которые знали, молчали, на их глазах все происходило, а сейчас они продолжают служить государству. Вот таких гнать надо из государственной службы!», - заявил Асанов. Генеральный прокурор тут же похвалил Кравченко, мол хороший план придумали, вот только что государство получит в итоге?
«Мы должны иметь единицы нарушений закона, единицы захватов по стране. А не такого массового, как сейчас мы имеем», - заверил Кравченко.
«Я полагаю план хороший, - тут же вступил в диалог депутат мажилиса Владислав Косарев. - Но я бы посоветовал усилить ответственность госчиновников за неправомерное использование земельных ресурсов. Уж до того дойти, что у акима, от акимата всего 330 метров строится незаконно дом на захваченной территории, и акимат бездействует.
Я думаю, что и акима надо убрать и акимат закрыть. Раз такая некуда не годная власть»
Асанов согласился с Косаревым, и даже дополнил: «Прокуроры тоже должны отвечать».
И добавил, что еще будет решаться вопрос в отношении прокурора Акмолинской области, в рамках расследуемого уголовного дела.
«Его заместителя мы уже освободили, в том числе и за это. Поэтому Андрей Николаевич, вы на себя принимаете большую политическую, правовую ответственность. Я надеюсь, что в следующий раз мы увидим результаты, но я бы очень просил, нажимать не только на силовые меры наказания, а надо бороться с причинами. Надо, чтобы акиматы не доводили людей до такой ситуации», - поручил он.
Сенатор Куаныш Айтаханов, в свою очередь, заявил, государство не решит проблему самовольного захвата земель, пока не решит вопрос с выделением земель под ИЖС.
«В 2007 году в очереди на получение участков под ИЖС было всего 97 тысяч человек, а на первое января 2016 года – 1,4 миллиона», - привел он статистику. – «Как надо нам решать этот вопрос? Может быть надо новый закон принять по ИЖС?», - поинтересовался депутат.
«Выделение земель под ИЖС должны решаться. Я не хочу сейчас на этой коллегии анонсировать все меры, которые уже предлагаются министерством сельского хозяйства и миннацэкономики. Я знаю, что такие меры уже предложены, и как только они будут оформлены в виде проекта закона, мы все о них узнаем», - заверил он.
Самое главное в этом вопросе, резюмировал обсуждение Генеральный прокурор, заслужить доверие.
«Если мы заслужим доверие, то само население не позволит самовольно захватывать участки, оно само будет бороться, обращаться и так далее. Поэтому сегодня мы пришли к выводу, что самым эффективным средством профилактики самовольных захватов является, то, о чем говорили депутаты, доверие, то что люди должны понимать, что есть некая очередь, что есть определенный период, по истечении которого они могут получить долгожданные свои земельные участки. Что я предлагаю: у нас здание большое, кабинетов хватает, Миннацэкономики и Минсельхозу я предлагаю дислоцироваться в нашем здание, помещение мы дадим, чтобы они могли с нашими работниками проработать эти моменты», - заключил Асанов.