Несмотря на то, что имя победителя уже заранее всем известно, интрига сохранялась вокруг того, какой процент наберет кандидат, ибо, исходя из количества процентов, можно предположить, насколько режим будет склонен к реформам и открытости. Если раньше, при Исламе Каримове, во время имитационных выборов, действующий президент всегда набирал не менее 90%, а остальные декоративные кандидаты делили между собой оставшиеся 8% - 10%, то сегодня данная традиционная «вредная привычка» может измениться.
Нынешняя выборная кампания очень сильно отличалась от всех предыдущих выборов в Узбекистане. Всем кандидатом выделили одинаковое время в эфире государственных телеканалов, освещали их встречи с партактивом, а также с избирателями. Раньше альтернативным кандидатам не уделяли столько внимания в СМИ. Всем кандидатам было выделено место для билбордов, а также продемонстрированы документальные фильмы про каждого из них. Конечно, это спектакль, но вряд ли это могло произойти во времена Каримова. Новшеством стало использование бюллетеней со шрифтом Брайля. Видимо, новые власти серьезно намерились впечатлить дорогих гостей из западной Европы, наблюдателей из ОБСЕ. При этом предвыборный цикл в центрально-азиатских режимах уже давно не играет никакого значения, так как не всегда выполняет функцию легитимации, а многим совершенно безразличны эти попытки проводить показательные выборы.
2016 год для Узбекистана - переломный момент. От того, по какому пути пойдет режим, зависит политический климат в регионе. Пока при новом президенте мы не можем с уверенностью говорить о трансформации режима от авторитаризма в сторону демократии. Если посмотреть на предысторию авторитарного строя в каждой стране Центральной Азии, то она по-своему уникальна, но, не вдаваясь в подробности, можно перечислить основные системные факторы, которые послужили укреплению авторитаризма в Узбекистане.
Первый фактор был связан с исламистской угрозой в начале девяностых. В то время в Таджикистане началась гражданская война между исламистской оппозицией и светскими силами, представленными в основном бывшей коммунистической номенклатурой. По мнению экспертов, ситуация в Таджикистане к 1992 году была драматичной. Как отмечал эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов, Каримову тогда казалось, и это была достаточно обоснованная опасность, что таджикская гражданская война может распространиться на Узбекистан из-за силы и серьезности исламистских течений, с которыми он тогда столкнулся. Действительно, в конце 1991 года Каримову пришлось выехать в Наманган, чтобы напрямую вступить в контакт с лидерами партии «Адолат» Тахиром Юлдашевым и Джумой Намангани (в последствии - создатели террористического Исламского движения Узбекистана). Именно угроза исламистских групп сделала Каримова бескомпромиссным по отношению ко всякому инакомыслию.
Второй фактор — это разочарование по отношению к националистической оппозиции – партии «Эрк» (Свобода) во главе с Мухаммадом Салихом. Она все больше радикализировалась, а для властей это означало, что скоро им придется сражаться на двух фронтах - против исламистской оппозиции и против националистической. До 1999 года оппозиционно настроенные издания «со скрипом», но продолжали работать, но после первых терактов в феврале 1999 года и попытки покушения на жизнь Ислама Каримова, стало ясно, что закручивание гаек, а также подозрительно-нервные подходы ко всякому инакомыслию охватили все сферы общественно-политической жизни.
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте