«Только за власть»
Только на двух выборах – парламентских в 2004-м и президентских в 2005-м – оппозиция получала весомую поддержку почти повсеместно в стране, после этого ситуация быстро переменилась. Например, в 2004-м в Кызылординской области партия «Отан» (предшественник «Нур Отана») смогла набрать только 34,49% голосов избирателей, а уже на следующих выборах, в 2007-м – 86,67%. Схожую картину можно было увидеть в Атырауской и Мангистауской областях, которые в начале 2000-х голосовали за оппозицию, а затем результаты выборов в них резко изменились.
На севере страны оппозиция, напротив, значительной поддержкой никогда не пользовалась – северные регионы традиционно поддерживали власть и ее кандидатов. Редким исключением было голосование в том же 2004-м году в Павлодарской области, поддержавшей оппозиционный блок КПК/ДВК, одним из лидеров которого был бывший аким региона Галымжан Жакиянов.
Довольно близкая картина в центре и на востоке страны – за власть здесь всегда голосовало абсолютное большинство, вне зависимости от того, участвовала ли в выборах реальная оппозиция или нет.
Голосует за власть и столица страны. Здесь показатели поддержки Нурсултана Назарбаева и правящей партии всегда были высоки. Только в 2004-м партия власти «Отан» получила здесь чуть больше половины голосов избирателей – это самый низкий ее показатель в столице в истории.
Алматы как центр оппозиции
Бывшая столица Казахстана остается оппозиционно настроенной с начала 2000-х годов. Здесь оппозиционные партии получали на выборах почти по четверти голосов. Алматы – единственный регион, где ОСДП преодолевала проходной балл на последних парламентских выборах (набирая удивительно стабильные почти 10 процентов на двух выборах подряд).
За оппозицию ранее также активно голосовали южные и западные регионы страны. В 2004-м, единственный раз в истории, оппозиционная тогда партия «Ак жол» смогла победить партию власти в Кызылординской области и имела очень высокие показатели поддержки в Мангистауской области. В 2005-м, на президентских выборах, оппозиционный политик Жармахан Туякбай получил больше 10% голосов в трех регионах – Мангистауской, Кызылординской и Атырауской областях.
«Красные» регионы
Кандидаты от Коммунистической народной партии (КНПК) трижды участвовали в президентских выборах и показывали примерно одинаковый результат, набирая от 1 до 2 процентов голосов избирателей. Любопытно, что на парламентских выборах партия демонстрирует иные результаты и они стабильны, обеспечивая проход КНПК в мажилис (схожая картина и у партии «Ак жол»).
КНПК на двух последних парламентских выборах ни в одном регионе не набирала даже 9% голосов – ее результаты укладывалась в диапазон от 5% до 8,5% и в итоге она набирала чуть больше проходных 7 процентов голосов избирателей.
По два раза коммунистов в парламент пропускали регионы на севере, в центре и на востоке страны, а также столица и южная Жамбылская область. В Актюбинской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областях КНПК ни разу не добиралась до проходного балла.
Без вопросов, без опросов
О том, как планируют голосовать избиратели на этих выборах в этот момент ничего неизвестно. В Казахстане в целом проводится мало опросов общественного мнения, а на выборах в стране вводятся дополнительные ограничения. Согласно законодательству, опросами на выборах могут заниматься только организации, имеющие не менее пяти лет опыта работы в данной сфере. При этом они должны официально уведомить ЦИК о том, что планируют проводить исследования на выборах.
К 6 мая ЦИК сообщал, что только две организации направили такие уведомления - общественное объединение «Қоғамдық пікір» и ТОО «Научно-исследовательский центр «Молодежь».
Таким образом, шансов узнать планы казахстанцев участвовать в выборах и их намерения голосовать за того или иного кандидата – немного.