В понедельник, 3 февраля, Демократическая партия США начнет выбирать своего кандидата на предстоящих спустя ровно девять месяцев – 3 ноября – выборах президента страны. Соперников у действующего президента Дональда Трампа внутри своей партии фактически нет, поэтому американцы наблюдают только за одной внутрипартийной гонкой – у демократов. В этот раз, как и четыре года назад, им предстоит определить, станет ли кандидатом от партии умеренный представитель элиты, как это было в 2016-м, или в этот раз демократы предложат гражданам прогрессивного кандидата.

Ранний старт

К моменту, когда в апреле 2019-го Джо Байден, бывший вице-президент США, объявил о выдвижении своей кандидатуры на внутрипартийных выборах демократов, все уже знали наверняка, что он будет выдвигаться. Байден считался однозначным фаворитом гонки – человеком с наивысшими шансами среди демократов на победу над Трампом.

До дня, когда Байден присоединился к гонке, о своем выдвижении уже успели объявить два десятка кандидатов – сенаторы, конгрессмены, бывшие и действующие губернаторы и предприниматели. Гонка у демократов стартовала почти за два года до самих выборов и за год до начала внутрипартийных выборов.

Месяцы спустя, когда праймериз стартуют, в гонке у демократов остается 11 кандидатов, но реальных претендентов на то, чтобы стать кандидатом на выборах и побороться с Трампом – значительно меньше. Байден, как показывают опросы, все еще фаворит, но его место в гонке не выглядит настолько однозначно, как это было около года назад.

Как будут проходить внутрипартийные выборы

Предварительное голосование у демократов будет проходить в каждом штате (республиканцы приняли решение свернуть голосование в нескольких штатах) и территориях США. Голосующие на них сторонники партии могут отмечать в бюллетене имя своего кандидата, после чего голоса делегатов от штата на съезде Демократической партии будут распределены между кандидатами – пропорционально отданным за них голосам. Каждый штат при этом направит на съезд разное число делегатов – в зависимости от численности его населения.

Праймериз во многом повторяют сами американские президентские выборы – граждане голосуют на них за своего кандидата, при этом определяется победитель выборов в каждом штате – он направит потом своих выборщиков в общую коллегию, которая и назовет имя президента. Число выборщиков тоже зависит от численности населения штата и кандидату в президенты нужно «забирать» не только традиционно поддерживающие его партию штаты, но и так называемые колеблющиеся – где картина голосования меняется. Дональд Трамп победил именно так – он уступил кандидату от демократов Хиллари Клинтов почти 3 млн. голосов граждан, но победил по числу выборщиков, собрав не только традиционные республиканские штаты, но и несколько колеблющихся и в итоге набрав большинство выборщиков.

Праймериз у демократов растянутся на несколько месяцев и, вполне вероятно, их победитель не будет понятен почти до конца. Голосование делегатов от всех штатов и территорий пройдет на национальной конвенции - съезде партии - 13-16 июля. На предвыборную кампанию кандидата от демократов останется меньше четырех месяцев.

Кто остается в гонке у демократов

Только пять кандидатов в ходе опросов за последний год набирали больше десяти процентов голосов.

77-летний Джо Байден, который имеет широкую поддержку истеблишмента. Он многие годы был сенатором и восемь лет занимал пост вице-президента в годы президентства Барака Обамы. Байден дважды участвовал в президентской гонке, но ни разу не становился кандидатом на выборах. Несмотря на то, что он является самым опытным участником гонки в этот раз, против него играет многое – усталость внутри партии от традиционной элиты, не очень яркая харизма кандидата и подозрения в коррупции – козырь, который активно используют республиканцы уже сейчас. Байден тем не менее пока остается лидером в опросах среди демократов (27% в обобщенном рейтинг The New York Times).

78-летний сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс четыре года назад был основным соперником Хиллари Клинтон и уступил ей с не самым значительным перевесом (46% против 54% по числу голосов делегатов национальной конвенции). Сандерс называет себя «социалистом» и его риторика радикальнее, чем у любого из умеренных кандидатов от демократов. Он предлагает целый ряд больших реформ в экономической сфере, чем вызывает серьезные опасения у политического истеблишмента внутри Демпартии – не станет ли Сандерс слишком радикальным кандидатом и не будет ли у Трампа из-за этого больше шансов на выборах в ноябре? Против Сандерса также разговоры о состоянии здоровья – в октябре прошлого года, в разгар предвыборной кампании, он пережил сердечный приступ. Тем не менее Сандерс, потратив в последнем квартале 2019-го около $50 млн. на рекламу, в последние недели значительно прибавил в опросах и вплотную приблизился к своему ключевому конкуренту – сейчас у сенатора 24% голосов.

70-летняя сенатор Элизабет Уоррен так же, как и Сандерс, является прогрессивным кандидатом. Предлагаемый ею набор реформ чрезвычайно широк и разнообразен, а фраза «у меня есть план для этого» стала слоганом ее кампании. Уоррен, финансист и профессор, до середины 1990-х состоявшая в Республиканской партии, предлагает обложить налогами богачей и ищет решения для снижения долга за учебу – громадной проблемы для американцев. Как и Сандерс, она воспринимается радикалом от демократов. Уоррен еще осенью в некоторых опросах обходила Байдена, но к началу праймериз значительно уступает не только ему, но и своему другу Сандерсу – у нее в общенациональных опросах 15% голосов.

77-летний Майкл Блумберг, миллиардер и бывший мэр Нью-Йорка, вступил в гонку значительно позднее всех своих ключевых соперников, хотя его участие и ожидалось. В отличие от других кандидатов, он не собирает пожертвования на свою кампанию, а вкладывает свои средства. Блумберг неоднократно заявлял, что главная цель его участия – добиться, чтобы Трамп ни в коем случае не был избран на второй срок. Он готов вложить до $1 млрд. в президентскую кампанию – свою или выбранного партией кандидата, чтобы не допустить переизбрания Трампа. В последние недели Блумберг, воспринимаемый как опытный политик и бизнесмен и умеренный кандидат, значительно прибавил в рейтингах, но все еще значительно уступает ключевым соперникам – по стране у него не более 8% голосов.

38-летний Пит Буттиджич, бывший мэр 100-тысячного городка Саудбенд в Индиане, ветеран и первый в истории кандидат – открытый гей. Буттиджич весной 2019-го стал настоящей звездой медиа – его рейтинги росли, молодость казалась преимуществом. К началу праймериз с рейтингами у кандидата стало хуже – наблюдатели опасаются отсутствия у Буттиджича большого политического опыта. Сейчас он пятый в рейтингах с 7% голосов.

Еще шесть кандидатов, которых поддерживает не более 5% избирателей – сенатор Эми Клобушар, предприниматель Эндрю Янг, миллиардер Том Стейер, конгрессмен Тулси Габбард, бывший губернатор штата Массачусетс Девал Патрик и сенатор Майкл Беннет

Шансы против Трампа

В опросах общественного мнения Дональд Трамп проигрывает по всенародному голосованию практически каждому из ведущих потенциальных кандидатов от демократов, но решать судьбу выборов, как известно, будет голосование в каждом штате и число выборщиков, завоеванных кандидатом.

Секрет успеха Трампа в 2016-м не только в успешной кампании в интернете, но и в завоевании симпатий колеблющихся штатов и сельского населения США. И к 2020-му мало что поменялось – демократы по-прежнему популярны у горожан, республиканцы – у сельчан, настроенных более традиционно и консервативно.

Четыре года назад Трампу не помешала избраться ни череда скандалов, ни сомнения в нем даже внутри самой Республиканской партии, для руководства которой он тогда был слишком радикален. В нынешней кампании Трамп использует ту же риторику, те же символы, но уже пользуется полной поддержкой своей партии, включая весь ее истеблишмент.

Демократам для победы нужны будут серьезная мобилизация электората и отчаянная борьба за колеблющиеся штаты – они и в этот раз решат исход голосования. Но прогнозы будут почти условными, пока демократы не определят своего кандидата на выборах. Сможет ли он объединить партию и мобилизовать всех сторонников демократов (и противников Трампа) в момент голосования, сумеет ли преодолеть противоречия внутри демократов, образовавшиеся после трех лет президентства Трампа и будет ли у него достаточно времени, чтобы объяснить нации, что еще четыре года этого президентства – это чересчур?

Демократы вступают в финальную стадию поиска ответов на эти вопросы. Результаты внутрипартийного голосования в первом штате - Айове - будут известны под утро вторника. Они не решат судьбу гонки, но могут внести в нее существенные изменения - и по числу кандидатов, которые продолжат борьбу за номинацию и по поддержке кандидатов на следующих этапах голосования.