Армия Сандерса
За два дня до праймериз, воскресным утром, в небольшом двухэтажном доме на окраине Детройта - небольшая группа сторонников Сандерса – двое из самого Детройта, один из Пенсильвании и один - Джеймс - из Нью-Йорка. Старший из братьев, Джон, инструктирует собравшихся о том, как агитировать за их кандидата, переходя от двери к двери. На службе у волонтеров – два продвинутых приложения, в которых есть все, что нужно – адреса избирателей, голосующих за Демократическую партию (данные открыты), их имена, возраст.
Обход домов – традиционный метод агитации в США. Сторонники сенатора Сандерса в этом особенно успешны. За пятницу братья отправили на обход домов 80 волонтеров, в оставшиеся до праймериз два дня нужно отправить еще сотни.
Сидящий на диване, который еще несколько минут назад служил ему кроватью, Джеймс Бёрк внимательно слушает инструктаж Джона, а после него тихо шепчет ему: «Отличная работа».
Джеймс в последние пятнадцать лет участвует в политических кампаниях. Он был организатором в штабах будущего президента Барака Обамы в 2008 году и сенатора Берни Сандерса в 2016-м. Сандерс тогда проиграл Хиллари Клинтон праймериз, а она потом, хоть и получила на 3 миллиона больше голосов избирателей, но уступила Дональду Трампу по числу выборщиков, нужных для того, чтобы стать президентом.
В прошлом году Джеймс снова подал заявку в штаб Сандерса, чтобы официально работать на его кампанию, но неожиданно для себя приглашения не получил. В январе он запустил краудфандинговую кампанию, которая помогла бы ему покрыть расходы на переезды и участие в работе штабов волонтеров Сандерса. К началу марта, два месяца спустя после начала кампании, Джеймс Бёрк собрал почти 7 тысяч долларов – невероятный результат, говорит он.
«Люди поддерживают мои усилия, потому что хотят, чтобы Берни стал президентом, люди хотят перемен», - рассказывает он, уже будучи за рулем арендованной на пару недель машины. На ней он ездит по штатам, голосующим на праймериз, чтобы агитировать за Сандерса.
Джеймс объясняет, что верит в то, что стране нужно масштабное обновление, которое предлагает сенатор – и в социальной сфере и в политической. Реформы Сандерса революционны для Америки – бесплатная медицинская помощь, бесплатное обучение в колледже, повышение налогов для богачей, внедрение масштабного плана для преодоления климатического кризиса.
Джеймс Бёрк и Моника Смит, юрист в местной фирме в Детройте, все воскресенье будут обходить дома в разных районах Детройта, чтобы призывать людей голосовать за их кандидата.
«Не я, мы»
Воскресным вечером Джеймс Бёрк едет в Энн-Арбор – зажиточный пригород Детройта, где расположен кампус Мичиганского университета. Здесь «Студенты за Берни», большая группа волонтеров, ведущая кампанию в поддержку сенатора, организуют его ралли. Ждут не только Сандерса, но и одну из главных звезд современной Демократической партии – конгрессвумен Александрию Оказио-Кортез. Она еще в октябре прошлого года поддержала кандидатуру сенатора на выборах и активно участвует в его кампании.
Ралли Сандерса – типичное для его кампании. Здесь преимущественно молодежь, яркая и эмоциональная. На сцене – местные певцы, которые открывают ралли, перед сценой толпа активно подпевает и пританцовывает, несмотря на то, что места не много. Уже после митинга команда Сандерса отчитается, что его посетили более 10 тысяч человек.
Местные активисты и политики делают короткие выступления в преддверии двух главных в этот вечер. Бывший кандидат в губернаторы Мичигана Абдул Эль-Сайид представляет толпе первую из главных вступающих – Оказио-Кортез, называя ее сестрой. Публика устраивает ей овацию и встречает ее выход бесконечным скандированием Эй-О-Си (AOC - инициалы имени политика, так же ее называют и сторонники и противники - V).
Конгрессвумен говорит о том же, о чем несколько часов назад рассказывал Джеймс Бёрк по дороге к детройтским избирателям – времени у страны больше нет. Оказио-Кортез уверена, что Сандерсу под силу не только объединить страну, но и добиться успехов благодаря революционным программам, которые он предложил.
Оказио-Кортез проводит параллели между кампанией сенатора Сандерса и двумя кампаниями политика, правозащитника и священника Джесси Джексона – второго в истории афроамериканца, выдвигавшего свою кандидатуру на праймериз. Утром в воскресенье Джексон поддержал кандидатуру Сандерса на выборах.
Об этой поддержке много говорит и сам Берни Сандерс, которого зовет на сцену Оказио-Кортез. Сандерс первым в этот вечер упоминает в выступлении президента Трампа – ни один из выступавших до этого не сказал о нем ни слова. Сенатор уверен, что ему удастся победить Трампа.
Его 20-минутное выступление – представление всех главных целей кампании – социального равенства в США – толпа встречает регулярной овацией. Берни – единственный кандидат, которого они видят во главе страны, так далекой от идей социализма.
Единство мусульман
29-летний Абдулла Хамуд в этом году баллотируется на третий и последний срок в палате представителей штата Мичиган. Он – второй мусульманин, избранный в законодательное собрание штата и человек, который верит в важность диалога. «Мы не можем решить проблемы поодиночке», - говорит демократ Хамуд, признавая, что работа с республиканцами дается ему непросто.
Родители Хамуда – ливанцы, он родился и вырос в США, как и его жена, чьи корни - ливанско-палестинские. Абудулла Хамуд, его семья и близкие, как и большинство мусульман Детройта – сторонники Берни Сандерса, уроженца штата Вермонт еврейского происхождения.
Сандерс – фаворит мусульман Америки не только из-за своей правозащитной позиции, но и из-за поддержки политики «двух государств»: он единственный кандидат в президенты, открыто поддерживающий независимость Палестины. США при этом традиционно тесно связаны с Израилем и риторика о независимой Палестине – редкость для американской политики.
Абдулла Хамуд, сидя за столом в ближневосточном кафе в районе Диаборн в Детройте, отмечает, что мусульмане во многом повлияли на исход праймериз в 2016-м, отказавшись поддерживать кандидатуру Хиллари Клинтон и поддержав Берни Сандерса. «Мы сделаем то же самое и сейчас», - отмечает он.
Отвечая на вопрос, как сторонники Сандерса поведут себя, если кандидатом от демократов станет не он, а Байден, Хамуд говорит: «Мы немедленно встанем за спиной Байдена». «Нам важно победить Трампа», - подчеркивает политик.
Поведут ли так же себя молодые сторонники Сандерса, не откажутся ли они вовсе участвовать в голосовании, если их кандидат покинет гонку и не приведет ли это в итоге к тому исходу, которого опасаются демократы и ждут аналитики – избранию президента Трампа на второй срок?
Джеймс Бёрк говорит, что он, как и большинство знакомых ему сторонников Сандерса, готовы голосовать за Байдена, но участвовать в его кампании напрямую он точно не будет.
Последний шанс Берни?
Мичиган – один из шести штатов, где во вторник проходят праймериз. За несколько дней до голосования опросы показывают преимущество Джо Байдена, но кто сомневается, что опросы могут ошибаться?
Вечером во вторник в мусульманском районе Диаборн в Детройте ассоциация демократов арабского происхождения собирается, чтобы узнать результаты голосования. Здесь сторонники обоих кандидатов от демократов и очень мало споров – общине важна победа демократа на выборах в ноябре. Для сторонников Сандерса победа в Мичигане невероятно важна – после проигрыша в большинстве штатов в супервторник сенатор должен показать, что еще в состоянии оставаться в гонке. Мичиган – самый большой по числу делегатов штат, голосующих в этот день.
В 8 вечера участки по всему Мичигану закрываются, а примерно час спустя CNN в прямом эфире прогнозирует победу в штате Джо Байдена. Цифры еще будут поступать всю ночь, но общую картину это не поменяет – бывший вице-президент получает победы не только в Мичигане, но и (ожидаемо) в Миссури и Миссисипи и наращивает свой отрыв по числу делегатов в гонке.
Четыре года назад Берни Сандерс до последнего отказывался признавать свое поражение на праймериз. Не сделает он этого и в этот раз. Сенатору удалось во второй раз построить кампанию, невероятную по своей широте и вовлеченности в нее молодежи. Но его идея – политическая революция и «американский социализм», скорее всего, снова останется только мечтой. Не только сенатора, но и тысяч молодых людей по всей Америке, в нее поверивших.