Прежде чем сдать документы в территориальную избирательную комиссию, Осипова посоветовалась со знакомыми экспертами из разных областей, большая часть из которых впоследствии вошла в ее команду. Тогда женщине казалось, что ее кандидатуру не зарегистрируют.
«Я была уверена, что меня не допустят. Все говорили, что это невозможно. Я говорила с одним человеком из госструктур, и он мне сказал, что меня точно не зарегистрируют. И посмеялся: “Ну вот как зарегистрируют — позвонишь”. Я кладу трубку, и мне тут же звонят с ТИКа и говорят, что меня зарегистрировали. То, что я сегодня здесь сижу и до сих пор являюсь кандидатом — это большая победа для нас. Хотя сейчас мы уже настроены на большее. Мы понимаем, что мы правда можем победить, что нас поддерживает народ», — вспоминает Осипова.
Активистка решила выдвигаться в областной маслихат, потому что город показался маленьким — голосование пройдет только на 6 участках, тогда как в области их 15. Все участки она планирует покрыть наблюдателями, которые будут работать в две смены.
«Я вижу, какое большое количество людей хочет проголосовать за меня в городе. Округ я выбрала знакомый. В нем живут моя мама и бабушка, а один из избирательных участков — моя школа. Мои соперники — это бизнесмены, директора промышленных предприятий и руководители университетов, то есть люди заведомо аффилированные с государством. И сейчас мы понимаем, что проводим очень хорошую агитацию, в том числе в социальных сетях», — говорит Осипова.
Семь лет подряд она проводила в Усть-Каменогорске гонки, для участия в которых приезжали люди с разных городов Казахстана. Но в прошлом году акимат запретил ей заниматься организацией таких мероприятий. В 2018 году входила в состав Общественного совета города, но ее выгнали оттуда. Во время январский событий Осипова находилась на центральной площади. 5 января она была вместе с протестующими, чтобы осветить ситуацию в социальных сетях. После этого ее оштрафовали.
Александра считает себя единственной независимой кандидаткой и понимает, что будет в меньшинстве. Несмотря на это, в своей предвыборной кампании самовыдвиженка призывает решать проблемы экологии, некачественной медицины, а также развивать туристическую привлекательность ВКО, параллельно создавая программы развития для жителей маленьких поселков.
«Мы не говорим о том, что нужно закрыть заводы, на них трудится очень много людей нашего города. И экономическое благополучие Усть-Каменогорска в том числе связано с заводами. Конечно, если их все разом закрыть, то дышать станет легче. Но встанет другой вопрос: есть будет нечего, — говорит Осипова. — Мы хотим, чтобы государство вкладывало средства в зеленую инфраструктуру, в медицину. Жители нашего региона обязаны иметь качественное медицинское обслуживание. Нужно требовать компенсации. Этот вопрос должен обсуждаться не тогда, когда блогеры на горе смог сняли, а каждый день на всех государственных площадках».
В городе кандидатка в первую очередь будет развивать урбанистику. Город, по ее словам, закатывается в бетон, а местное руководство удовлетворяет только потребности автомобилистов. Жители Усть-Каменогорска вынуждены брать в кредиты машины, чтобы безопасно перемещаться из дома до работы.
«Что касается моего района — это в основном коммунальные вопросы. Что-то будет требовать работы с жителями — нужно понимать, например, что крыша чинится самими жителями, что нужно создавать ОСИ. Надо помочь жителям разобраться в законе. Я могу это сделать очень быстро через те же чаты. В целом важно донести людям, что только им решать, как они будут жить в ближайшие несколько лет. Я сейчас понимаю, что в своем округе я могу почувствовать себя в роли мини-акима. Хозяйственника, который будет решать мелкие вопросы жителей», — отмечает Осипова.
Недавно женщине пришлось обратиться в прокуратуру по вопросу агитации на стендах. Большинство из них заняты агитлистовками партии Amanat. Срывать их или клеить свои листовки сверху Александра не может — за это предусматривается штраф.
В победу команда самовыдвиженки верит. Её главный оппонент — Сергей Бежецкий, председатель правления Ульбинского металлургического завода.
«После январских событий я вообще не понимала смысла общественной деятельности. Казалось, что все решают только кулаки и дубинки. А выборы — это же легализованный протест. Если мы им воспользуемся, то будет здорово. Если будет слабая посещаемость, или если государство сможет сфальсифицировать их, то мы просто получим опыт и много контактов. Я точно смогу больше помогать людям и к следующим выборам я уже смогу выходить на республиканский уровень».
Палки в колеса
Осипова встречает нас у здания территориальной избирательной комиссии Усть-Каменогорска, где она и самовыдвиженец Лев Вартанян пытались узнать, как провести дебаты.
«Это Лев, у него часть участков совпадает с моими. Только я от областного маслихата, а он от городского. Он хочет вызвать на дебаты свою оппонентку с партии Amanat, Наталью Уразову. В ТИКе сами не знают, как это все происходит, потому что никто никого не вызывал еще на дебаты. Посоветовали обратиться к оппонентке и с ней сначала договориться. Лев позвонил, они назначили дебаты на 15 марта», — рассказывает кандидатка.
Вартанян — бизнесмен из Усть-Каменогорска. Участие в выборах для него стало первым политическим опытом, до этого он занимался только небольшими проектами с управлением образования, из-за чего он решил баллотироваться в маслихат города.
«Мне главное, чтобы все прошло честно и без вбросов, даже если я не выиграю. Люди уже устали от действующей партии», — говорит мужчина.
Кандидаты садятся в машину, и Осипова рассказывает, что 15 марта она планирует провести встречу с избирателями в самом большом концертном зале города «Ертіс концерт». Это место официально зарегистрировано для проведения агитационных мероприятий, стоимость аренды за час — 1690 тенге. Кандидатке разрешили провести мероприятие в 18:00, она успела подписать договор аренды отправить его в акимат, после чего администрация зала сообщила, что вечернее время уже занято.
«Мы бы могли собрать столько человек. Руководитель позвонил, сказал, что не получается никак. Хотя у меня есть ходатайство от него. Дали время с 9 до 11 утра. 3 марта я написала письмо о том, что 15 марта с 9 до 11 утра прошу предоставить мне место. В итоге прошло больше недели и ни договора, ни ходатайства нет, — рассказывает женщина. — Я позвонила прокурору, он сказал, чтобы я писала заявление. Но мы решили к ним заехать и поставить их перед фактом, что если до обеда ходатайство не сделают, то будем обращаться в прокуратуру. Нам же нужно анонс делать и людей оповещать о том, что встреча пройдет».
В здании «Ертіс концерт» рано утром уже проходит встреча партии Amanat с жителями. Первый этаж заполнен людьми в куртках и жилетках с логотипом партии. Осипова удивляется, что правящая партия проводит встречу с жителями по утрам, и уверенно проходит в кабинет директора.
«Мы уже две недели к вам ходим, не можем ничего добиться. Или вы уже официальный отказ напишите, что вы отказываетесь мероприятие проводить, или дайте ходатайство. В прокуратуре сказали писать заявление, мне не хочется этого делать», — говорит кандидатка встречающей ее женщине, которая сразу же просит подождать руководителя.
Спустя несколько минут в кабинет заходит директор концертного зала Данияр Мергалиев. Осипова просит показать ей ходатайство о проведении агитационного мероприятия. Мергалиев отвечает, что никаких проблем с проведением не возникнет, и просит Осипову не переживать о документах.
— Мы делаем анонс тогда?
— Смело делайте.
— Здесь журналисты присутствуют, они подтвердят.
— Вы прям не доверяете мне. Я же вам не сказал, что отказываю. Сказал, что просто будет перенос, потому что мероприятие другое было.
— Ну это же странно — делать анонс, когда договора нет на руках.
— Не переживайте и смело делайте. А вот это лишнее было. С журналистами. Я вам письмо официально написал, да же?
— Я не знаю, я его не видела. Я только свое видела.
— Все, Александра, давайте, хорошо? И больше так не делайте. Я же вам письмо написал.
Разговор директора концертного зала и самовыдвиженки на этом закончился.
Провести агитационное мероприятие в назначенный день у Осиповой не получилось, как и получить договор об аренде концертного зала. Утром 15 марта ей с разных номеров начали звонить четыре женщины, которые ждали кандидатку у здания «Ертіс концерт». Через некоторое время женщины, которые представились многодетными матерями, приехали к месту проведения дебатов Льва Вартаняна и Натальи Уразовой. Они снимали Осипову на видео и кричали, что она представляет ЛГБТИК+ сообщество и недостойна звания депутата.
«Такая молодая! И кандидат!»
Уже в машине Осипова зачитывает список дел на день: сходить в ТИК и в «Ертіс концерт», забрать наклейки, распечатать карту, позвонить в СИЗО, подготовить договор, позвонить прокурору.
По дороге в предвыборный штаб кандидатка заезжает в центр полиграфии и забирает 200 наклеек на автомобили: «Без резки наклейки стоят 90 тенге, а с резкой — 150 тенге. Мы сделали 3 листа с агитками, отдали в печать, а потом поняли, что нам придется это все скреплять самостоятельно. То есть кнопкой щелкнуть придется 25 тысяч раз. Поэтому я решила, что наклейки тоже сами порежем, мы уже 25 тысяч раз программы скрепили», — смеется женщина.
Проезжаем мимо LED-экранов с агитацией действующей партии. После обеда здесь должен появиться ролик Осиповой: «Ну разбавим хоть, а то один Amanat по городу висит».
«Вообще по городу основная проблема действительно в том, что стало слишком много машин. И это никак не решается. Городское пространство сокращается. С КШТ (Микрорайон в Усть-Каменогорске — В.) в город едет огромный поток на работу, потому что тут расположены все административные здания. Там нет никакой инфраструктуры, на район всего 3 школы. Ну и весь этот поток ездит на машинах. На мосту очень длинные пролеты между пешеходными переходами, то есть если человек доезжает на автобусе до остановки, а объект через дорогу, ему придется километр обходить, чтобы дорогу перейти. Люди через восемь полос бегают. Нет выбора», — рассказывает Осипова.
Предвыборный штаб женщины и других самовыдвиженцев расположен в центре города. Из окон двухкомнатного офиса видно городской и областной акиматы. Здесь команда Осиповой планирует координировать работу наблюдателей 19 марта.
«Деньги мы собрали при помощи друзей и донатов. На последние запустим таргет. Но нам еще надо обеспечить наблюдателей едой в день выборов. Система не очень удобная для кандидатов: донаты люди могут переводить только через Halyk Bank. То есть они со своего счета кладут на избирательный. А Halyk в этом плане очень не клиентоориентированный. Счет надо открывать в одном месте, а пополнять — в другом», — рассказывает самовыдвиженка.
К разговору подключается Сергей Богомолов, самовыдвиженец в мажилис, который только что зашел в штаб: «А у меня были проблемы с баннерами. Все делается для того, чтобы не пустить самовыдвиженцев на выборы».
«Представьте, даже если деньги есть, все равно вставляют палки в колеса. А у самовыдвиженцев и так денег немного. Ему, потому что он в мажилис идет, дают 950 тысяч тенге. Мне дают 550 тысяч тенге. Там очень жесткие лимиты. 350 тысяч тенге я должна потратить на размещение в газетах», — комментирует Осипова.
Богомолов работает с образовательными учреждениями в IT-сфере. Его предвыборная программа строится на развитии образования, туризма, медицины, а также оборонной промышленности.
«Мне надоела коррупция, я хочу что-то изменить. Может быть меня никто не знает, но я же вижу, как на меня власти реагируют. Недавно видел, что на агитлистовках одной партии написано: дадим 3-процентный кредит. А зачем людям нужен будет кредит, если у них и так будут деньги? Надо же наоборот, чтобы народ не в кредиты влезал, а чтобы он зарабатывал», — говорит мужчина.
Осипова помогает Богомолову в продвижении в социальных сетях. Обсудив несколько вопросов, кандидаты собирают свои предвыборные программы и выходят агитировать прохожих у зданий акиматов.
На LED-экране появляется предвыборный ролик Осиповой, и она, искренне смеясь, подходит к группе мужчин: «Бұл мен — Александра Осипова. Бұл менің сайлауалды бағдарламам. Мен Шығыс Қазақстан облысы мәслихатының депутаттығына үміткермін. Менің бағдарламам ұнаса, сайлауға барып, маған дауыс беріңіз».
Мужчины с интересом рассматривают листовку и поздравляют кандидатку, обещая проголосовать за нее на выборах.
Многие прохожие узнают Осипову и говорят о том, что уже читали ее предвыборную кампанию.
Иногда по пути встречаются граждане России или несовершеннолетние казахстанцы, которые либо отмахиваются от агитлистовок, либо обещают рассказать своим знакомым о независимых кандидатах.
«Здравствуйте, милые дамы! Я баллотируюсь в маслихат Восточно-Казахстанской области. Возьмите, пожалуйста — это моя программа. Изучите, пожалуйста, и если вам понравится — приходите на выборы голосовать», — обращается к двум пожилым женщинам Осипова.
— Такая молодая! И кандидат!
— Люди молодые потому что нужны во власти. Новый Казахстан же.
— Ну красивая ты конечно. Проголосую я за тебя, проголосую.
К разговору присоединяется взрослый мужчина, который узнает кандидатку и крепко обнимает ее.
— Ой, здравствуйте! Как у вас дела? Мы же с вами встречались, когда собрание жителей было. Уже читали программу?
— Конечно, все прочитал.
— И как, есть какие-то предложения?
— Ну какие могут быть предложения, все правильно написали!
— Ну ждем вас на выборах тогда!
Один из прохожих, прочитавший предвыборную программу Осиповой, спрашивает: «Ну будут такие депутаты, а что изменится-то?».
«Я буду говорить открыто от лица народа. Я уже поднимала вопросы экологии, медицины, развития ВКО. Я считаю, что власть должна сменяться. Неправильно, что у власти находится человек, который на протяжении 9 лет занимает свою должность и планирует остаться еще на 5 лет. Чем больше будет независимых кандидатов, тем больше у нас шансов, что однажды мы сможем выбирать акимов», — говорит Осипова и уточняет, ходил ли мужчина на выборы раньше.
Он, смущаясь, отвечает, что в последний раз голосовал на выборах очень давно, потому что не верит нынешней власти. А после добавляет, что если бы знал о возможности баллотироваться не от партии, то сразу бы зарегистрировался независимым кандидатом.
Спустя полтора часа агитации, Осипова прощается с Богомоловым и уезжает готовиться к следующей встрече с жителями Усть-Каменогорска.
«А вы с Amanat?»
«На встречах все спрашивают: “А Вы с Amanat?”. Я отвечаю, что нет, и в ответ люди сразу говорят, что будут за меня голосовать. Поэтому мне бы хотелось, чтобы к следующим выборам у нас появилось гораздо больше независимых кандидатов. Я знаю, что сейчас люди смотрят на меня и понимают, что так делать можно — открыто говорить. За это не убивают, не сажают в тюрьму, не отправляют в лагеря. Можно писать, говорить, выходить на улицу с плакатом. Это все разрешает закон», — рассказывает кандидатка.
Вечером Осипова и Вартанян, предварительно пригласив жителей, собираются во дворе одного из домов на улице Пермитина. 11 соседей сначала неохотно делятся своими проблемами, но, прочитав предвыборные программы кандидатов, начинают говорить о наболевшим.
«Мы боремся за то, чтобы у нас площадку сделали. Облагородили. Мы очень хорошо изучили вашу предвыборную программу, Александра, и нам нравится, что там есть глобальные проблемы. Надеемся, что вы поможете. Раньше было проще, — вспоминает пожилая женщина. — Люди были открытее, свободнее и дружнее. Если у нас была какая-то проблема во дворе, ее быстро решали. Кто-то просто объявление писал, вывешивал и все. Все выходили и помогали».
«Поэтому нам важно объединяться. Пока мы не объединимся вашим двором, мы не выбьем вам площадку. А пока мы не объединимся округом, мы не сможем потребовать решения экологических проблем. Один человек же не пойдет против завода. Независимые кандидаты есть, но общество не верит в них, поэтому никто не идет на выборы», — отвечает ей Осипова.
Жители дома просят кандидатов помочь остановить вырубку деревьев в их дворе, а также предлагают поднять вопрос переименования улиц. Автовладельцы, которых в Усть-Каменогорске много, выступают за то, чтобы оставлять старые названия, чтобы проще ориентироваться в городе. Вартанян и Осипова обещают затронуть эту тему в городском и областном маслихатах, если жители поддержат их кандидатуру.
«Обязанность депутата — говорить правду. У вас же денег нет, чтобы наши проблемы решать. Говорите открыто. Не надо ничего обещать. Просто правду доносите и все. Вот мы вас изберем и боритесь», — делится один из жителей.
— Ну как я одна бороться буду? Вместе все будем бороться.
— Если вдруг вы сможете пробиться в депутаты, чем народу поможете?
— Я буду говорить открыто. Я хочу разбудить гражданское общество, потому что люди друг в друга не верят. Этому есть объяснение. 30 лет у власти одни и те же люди. Произошла настоящая революция, люди погибли, и какие-то реформы нам удалось выбить. Поэтому я теперь могу быть самовыдвиженкой. Я не ученый и не эколог, но у меня есть соратники — они грамотные специалисты. А я хочу помогать людям решать проблемы.
Закончив встречу, Осипова расклеивает свои агитационные листовки на досках объявления: «Готова ли я стать депутатом? Честно скажу, что цель была зарегистрироваться. Но я знаю, что я буду хорошим депутатом. Я выдержу ту ответственность, которую на меня возложили люди. Я отвечаю за каждое слово в своей программе. Я же давно была депутатом, только в телефоне. Эту роль я играла для людей».
Власть не занимается политической рекламой, данный материал, как и другие портреты кандидатов на выборах разных уровней, которые будут опубликованы изданием, не оплачен кандидатом или его штабом. Власть публикует этот материал исключительно в информационных целях.