Силовой блок правительства

К силовым структурам можно отнести два ведомства — министерство внутренних дел и министерство обороны. Можно отметить, что силовой блок в небольшой степени претерпевал изменения. К примеру, МВД существует с 1937 года, и лишь в период 1962-1968 годов называлось министерство охраны общественного порядка, после чего вернуло прежнее название.

Основные изменения в структуре ведомства произошли в апреле 2006 года, когда в неё вошли вновь созданные Следственный комитет, Комитет криминальной полиции, Комитет административной полиции и Комитет дорожной полиции. С тех пор ведомство не перетерпело значительных структурных изменений, как и функциональных.

Министерство обороны было создано в мае 1992 года. В результате проведенной в 2003 году реформы в министерстве был создан Генеральный штаб, военные округа были преобразованы в региональные командования, военкоматы — в департаменты по делам обороны, а структура вооруженных сил была утверждена таким образом: Сухопутные войска, Силы воздушной обороны, Военно-морские силы, Аэромобильные силы, Ракетные войска и артиллерия.

Блок культуры, связи и информации

Информационный блок реформировался интенсивнее. Наиболее часто — ведомство, ответственное за связь и информацию. История агентства берет своё начало из Комитета по связи и информатизации Минтранскома, который был переформирован в 2003 году в Агентство по информатизации и связи. В 2010 году агентство преобразовали в Министерство связи и информации. А в 2012 году Минсвязи упразднили и передали эти функции Минтранскому, и Минкультуры. Финальная трансформация в Агентство по связи и информации была произведена 7 марта 2014 года. Основной функционал агентства был утвержден еще в 2007 году. К нынешнему моменту он практически не перетерпел изменений, разве что стал выполнять функцию Минкультуры в области архивного дела и документации.

До 2004 года Министерство культуры было самостоятельным ведомством. В сентябре 2004 года оно было реорганизовано в Министерство культуры, информации и спорта, но через два года было реформировано в Министерство культуры и информации, правда, до марта 2014 года. Как и прежде, в функционале этого ведомства закреплена реализация и контроль функций в областях культуры, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, лишь некоторые были отданы Агентству по связи и информации.

Социальный блок

В первую очередь следует обратиться к истории министерства здравоохранения. Его полноценное функционирование началось в 2001 году. Ключевые изменения произошли уже в ноябре того года — были созданы Комитет государственного санэпидемнадзора и Комитет фармации, фармацевтической и медицинской промышленности. Первый комитет был упразднен в ноябре 2013 года, а его штат переведен во вновь созданное агентство по защите прав потребителей. Функционал, при этом, изменился только после упразднения последнего комитета. В период с 2006-2007 годов поменялись практически все названия комитетов, но не основной функционал.

Министерство образования было создано в октябре 1999 года, в 2004 к нему добавились и научные функции. Его созданию предшествовало объединение республиканской Академии наук с министерством науки и новых технологий и Казахской академией сельхознаук в новый государственный орган — министерство науки, а после — в Академию наук.

В сентябре в состав МОН из Минкультуры был передан департамент молодежной политики, а из Минтранскома — Аэрокосмический комитет, после чего, в 2007 году он был преобразован в Национальное аэрокосмическое агентство. В этом же году были переименованы практически все министерские комитеты, но функционал остался без значительных изменений.

Министерство спорта было создано в августе 1991 года, реформировано в Агентство в 1999 году и объединено с министерство образования в 2004 году. До 2012 года оно выполняло функции по туризму, однако после было вновь преобразовано в агентство по делам спорта и физической культуры, лишившись функций по туризму.

Блок экологии и ЧС

Министерство по чрезвычайным ситуациям было создано в сентябре 2004 года. Основные реформы ведомство перетерпело в 2005 году. Тогда произошло разделение управлений территориальных органов по ЧС на департаменты и управления Комитета по госконтролю и надзору в области ЧС. В 2005 году была сформирована Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Комитета по госконтролю и надзору за ЧС в Алматы и Астане, однако уже в 2006 году она была разделена на Комитет противопожарной службы и Комитет по государственному контролю за ЧС и промышленной безопасностью.

Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов было создано в августе 2002. До 2004 года оно обходилось без комитетов, но тогда ему передали функции из министерства энергетики и минеральных ресурсов, в результате чего был создан Комитет природоохранного контроля. В декабре 2007 года он был переименован в Комитет экологического регулирования и контроля, а территориальные управления министерства переименовались в управления экологии этого комитета. В 2013 году к функционалу ведомства были переданы функции от Минсельхоза по подаче воды до водопользователей в целях гидромелиорации земель и Мининдсутрии по рациональному использованию подземных вод.

Политический блок

Министерство юстиции — одно из немногих ведомств, которое не перетерпело серьезных трансформаций. Фактически оно существует с 1970 года, в нем и по сей день функционируют комитеты по правам интеллектуальной собственности, уголовно-исправительной системе, регистрационная служба. В 2005 к ведомству добавились комитеты по организации правовой помощи и оказанию юридических услуг населению, и Комитет по делам религий. Единственное изменение произошло в 2008 году — Комитет регистрационной службы и по организации правовой помощи были объединены в единый и получили функцию по управлению ЦОНами.

В министерстве иностранных дел тоже практически не происходило изменений. Положение о министерстве было одобрено в октябре 2004 года. Оно сразу же содержало в себе пункт по упразднению Комитета по делам СНГ и передачи его функций МИДу. В 2007 году в министерстве был создан новый Комитет международной информации, главная функция которого — формирование имиджа Казахстана за рубежом.

Индустриально-промышленный блок

Министерство сельского хозяйства фактически было создано в декабре 1990 года, в 1992 году лишь было убрано слово «продовольствие» из названия. В целом, за годы независимости оно подверглось очень большому количеству реорганизаций, постоянно обмениваясь функциями с другими ведомствами. К примеру, МСХ передал все водные функции Минсреды, а научно-исследовательские заведения и функции — в АО «КазАгроИнновация» в 2007 году, а в 2006 и 2008 годах были реорганизованы территориальные органы комитетов министерств в различные инспекции.

Министерство индустрии и новых технологий, во время формирования в 2002 году называлось министерством индустрии и торговли. Первую реформу ведомство перенесло уже в 2003 году, тогда был упразднен Комитет оборонной промышленности из-за создания национальной компании «Kazakhstan Engineering». В конце 2004 МИНТ подвергся ключевой и самой серьезной реорганизации, 4 комитета были переименованы, был упразднен Комитет по поддержке малого бизнеса и вновь созданы Комитет промышленности и научно-технического развития и Комитет по защите конкуренции.

Но уже в октябре 2007 года Комитет по защите конкуренции был преобразован в Агентство по защите конкуренции. В июне 2006 года из-за создания Минтуризма и спорта, Комитет по регулированию торговой и туристской деятельности был преобразован в Комитет по регулированию торговой деятельности, лишившись части функций. Кроме того, в 2013 году агентство по атомной энергии было присоединено к министерству индустрии и новых технологий.


Министерство нефти и газа было создано 13 декабря 2000 года, однако тогда оно называлось министерство энергетики и минеральных ресурсов. А получило свое нынешнее название в 2010 году. Названия комитетов неоднократно менялись из-за смены основных функций. Ранее комитеты отвечали за государственную политику в области электроэнергетики, атомной энергетики, минеральных ресурсов, топливно-энергетического комплекса, угольной, нефтехимической, нефтегазовой промышленности и использования атомной энергии. Сейчас же ведомство сосредоточилось только на нефтегазовой промышленности и смежных областях, вплоть до транспортировки.

Экономический блок

Министерство финансов можно с уверенностью назвать самым старейшим госорганом Казахстана, создано оно было еще в октябре 1920 года. В годы независимости первая крупная трансформация с ведомством произошла в конце 1999 года, когда на базе упраздненного агентства таможенного контроля был создан Комитет таможенного контроля, а на базе упраздненных Комитета финансового контроля и агентства по государственным закупкам — Комитет финансового контроля и государственных закупок.

Другая череда изменений произошла в ведомстве в 2008 году. Тогда был создан Комитет по финансовому мониторингу, а Комитет финансового контроля и государственных закупок переименован в Комитет финансового контроля, поскольку функции по госзакупкам были переданы в центральный аппарат Минфина. Кроме того, налоговые комитеты по областям, городам Алматы и Астана стали налоговыми департаментами, налоговые комитеты по районам и городам — налоговыми управлениями. Управления финансового контроля и государственных закупок были переименованы в инспекции финансового контроля. После этих изменений, менялись только названия комитетов и часть их функций.

Министерство регионального развития появилось в Казахстане совсем недавно, в январе 2013 года. Указом президента ему были переданы функции и полномочия министерства

экономического развития по формированию и реализации государственной политики в сфере

регионального развития, поддержки предпринимательства. Кроме того, агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и по управлению земельными ресурсами были присоединены Минрегионразвития.

В это же время появилось и министерство экономики и бюджетного планирования. Оно было создано в результате преобразования министерства экономического развития и торговли, которое существовало с 2002 года. От Минфина ему была передана функция бюджетного планирования, а от Мининдустрии — функция формирования государственной политики поддержки инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата, а также функция формирования госполитики в сфере миграции населения — от МВД. Кроме того, министерство было наделено функцией формирования госполитики по развитию «зеленой экономики».

Из всей этой замысловатой трансформации можно сделать два вывода: реформация лишь в 50% случаев существенно изменяла деятельность министерств и их комитетов. Наиболее изменившиеся структуры — это Минсреды, Миннефти, Мининдустрии, Минсельхоз и агентство по делам спорта и физической культуры. Наименьшее количество изменений перетерпели министерство труда и социальной защиты, у которого за длительный период существования изменилось лишь старое название и МВД.

Второй вывод — действительно большое число преобразований, ликвидаций и введений новых комитетов/управлений/инспекций затруднило понимание задач и приоритетов каждого из ведомств из-за постоянного увеличения бюрократических операций. Вероятно, это сказалось и на качестве проектов, которые, с каждым очередным изменением в структуре ведомств и сопутствовавшим этому перестановкам, приходилось концептуально их пересматривать.