Маргарита Бочарова, Vласть
В ноябре 2012 года состоятся 57-е выборы президента США. Еще в апреле текущего года Барак Обама объявил о своем намерении переизбираться на второй срок, и был поддержан Демократической партией. Кандидатом от республиканцев, вероятнее всего, станет бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни. Vласть выясняет, кто более выгоден Казахстану в качестве главы США.
С момента обретения Казахстаном независимости в США сменилось четыре президента. Двое из них - Джордж Герберт Уокер Буш и Джордж Уокер Буш младший, представляя Республиканскую партию, находились у власти в общей сложности 12 лет (9 из них пришлись на время, когда Казахстан стал уже независимым государством). Демократы Билл Клинтон и Барак Обама также в совокупности управляли страной почти такое же количество времени.
Таким образом, Казахстану за годы независимости пришлось в одинаковой степени иметь дело и с республиканцами и с демократами. Развитие политических и экономических связей в целом свидетельствует о выгоде для Казахстана прихода к власти президента-демократа, но эксперты убеждены, что при любом раскладе не стоит ожидать кардинальной смены внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов США.
Политическая сфера
1. Развитие дипломатических отношений
Дипломатические отношения между Казахстаном и США были установлены в первые годы независимости, когда у власти в Штатах находился республиканец Джордж Буш старший. Официально признав суверенитет Казахстана, республиканская администрация распорядилась об открытии посольства. Аналогично поступил и Казахстан. Однако, с точки зрения официальных дипломатических связей и в период правления Барака Обамы произошло важное событие – в 2009 году в Алматы было открыто генеральное консульство США.
2. Развитие договорно-правовой базы
В период нахождения у власти в США республиканцев между Казахстаном и США было подписано 18 международно-правовых документов. Ровно половину данных документов представляют собой самостоятельные соглашения и меморандумы. Основой остальной части договорной базы стали многочисленные дополнительные протоколы, регулирующие, в первую очередь, взаимные экономические отношения, контроль над наркотиками и обеспечение правопорядка.
В период правления демократов США заключили с Казахстаном 19 двусторонних соглашений. Разница между характером подписанных в этот и предыдущий периоды соглашений весьма ощутима: лишь один документ является поправкой к ранее подписанному договору. Подавляющая часть договорно-правовой базы посвящена отдельным соглашениям в стратегических сферах сотрудничества, таких как урановая промышленность, нефтегазовая, транспортная отрасли, военная сфера и политика в области ядерной энергетики.
3. Визиты на высшем и высоком уровнях
Нурсултан Назарбаев три раза посещал США с официальным визитом в период правления республиканцев. Хотя визиты американских государственных чиновников в Казахстан происходили почти в два раза чаще, они проходили только на высоком уровне: Казахстан по одному разу посетили государственный секретарь Кондолиза Райс и вице-президент США Ричард Чейни. Остальные визиты состоялись на парламентском или министерском уровнях.
В период нахождения у власти в США демократов наблюдалась обратная тенденция: количество официальных визитов казахстанского руководства существенно превышало число визитов от американской стороны. Несмотря на это, стоит заметить, что в целом уровень визитов официальных лиц США был выше: Казахстан посетили государственные секретари США Мадлен Олбрайт, Уоррен Кристофер и Хилари Клинтон.
Ерлан Карин, политолог, секретарь партии «Нур Отан», убежден, что Казахстану «особой разницы как бы и нет», кто придет к власти в США. При этом он поясняет, что это не значит, что казахстанскому руководству совершенно не важен этот вопрос. Ожидаемая смена внешнеполитических акцентов и риторики, безусловно, способны косвенно повлиять и на нашу страну, считает политолог.
Каким бы ни был исход президентских выборов в США, стоит ожидать усиления внимания Америки к Центральной Азии, а в связи с этим и «методов продвижения собственных интересов» в регионе, подчеркивает эксперт.
Карин отмечает стабильный характер казахстанско-американских отношений и объясняет это соответствующей особенностью внешней политики США: «четкое следование долгосрочным стратегическим целям независимо от внутренней политической конъюнктуры». Он обращает внимание на широко распространенное заблуждение о том, что демократы традиционно привержены гибкому внешнеполитическому курсу, а республиканцы предпочитают более жесткий подход – по его мнению, это не более чем условность.
Экономическая сфера
1. Экспорт товаров в США
В период нахождения у власти республиканцев США средний удельный вес страны в общем объеме экспорта из Казахстана составляет 1,3%. Аналогичная доля в период работы администрации, возглавляемой демократами, равна 1,5%. Таким образом, Казахстан вывозил в Америку больше собственных товаров именно в период правления президентов-демократов. В один из первых годов независимости Казахстана США находились на рекордном седьмом месте среди стран-импортеров отечественной продукции. Основу казахстанского экспорта в Америку составляет продукция нефтегазовой отрасли, металлопродукция, минералы, химические продукты и др.
2. Импорт товаров из США
В среднем удельный вес американских товаров в период республиканской администрации в совокупном объеме импорта составляет 5,5%. При демократах эта доля сократилась до 4,6%. В данном случае стоит отметить обратную тенденцию: именно во время нахождения у власти республиканцев Казахстан ввозил в страну большие объемы произведенной в США продукции. США стабильно входят в десятку главных торговых партнеров Казахстана по объемам экспортируемой продукции. К главным статьям казахстанского импорта из США относятся сельскохозяйственная продукция и техника, электроника, транспортное оборудование, химическая продукция, металлоизделия, продукты питания и др.
3. Прямые американские инвестиции в Казахстан
Интересным образом сложилось так, что средний удельный вес американских инвестиций в экономику Казахстана как в период нахождения у власти республиканцев, так и во время правления демократов составляет одни и те же 19,8%.
По данным МИД Казахстана, США предпочитают инвестировать в горнодобывающую отрасль, операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги предприятиям, транспорт и связь, сектор торговли и ремонтных услуг и производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Бекнур Кисиков, руководивший программой по франчайзингу в международном агентстве USAID (Агентство США по международному развитию), также отмечает, что экономическая политика в США в целом «универсальна» как у республиканцев, так и у демократов. Он отмечает, что при любой политической партии основной задачей политиков станет преодоление кризиса, связанного, в том числе, с обслуживанием «колоссального» госдолга в 14 трлн. долларов.
Кроме этого, Кисиков подчеркивает, что сужение экономических циклов также не позволяет республиканцам и демократам постоянно придерживаться «базовой экономической стратегии».
Эксперт отмечает, что в целом периоды нахождения у власти демократов отмечены большей экономической стабильностью, что может быть объяснено и их традиционным стремлением к сотрудничеству в этой сфере. Однако, по его мнению, экономическая политика демократов «может спровоцировать ослабление доллара», и в результате пришедшим к власти республиканцам придется иметь дело с «надутым при демократах пузырем». В любом случае стоит иметь в виду, что предвыборная кампания кандидатов «отличается от реального положения дел», дополняет Кисиков.
Фото Голос Америки