Марат Шибутов, Vласть
Сменились два ключевых чиновника в исполнительной ветви власти, а значит и целом в стране, - Карим Масимов и Аслан Мусин. Первый - из премьер-министров ушел в руководители администрации президента, а второй - из руководителей АП ушел в председатели Счетного комитета. Оба были на своих постах очень долго по казахстанским меркам: Масимов - 5 лет и 9 месяцев, а Аслан Мусин до 4-летнего пребывания в должности не добрал 3 недели. Но список достижений и дальнейшие перспективы у обоих политиков очень разнятся.
Начнем с Аслана Мусина. Посмотрим куда уходили руководители АП до этого:
-
Сарыбай Калмурзаев – управляющий делами президента
-
Нуртай Абыкаев – председатель сената
-
Имангали Тасмагамбетов - аким города Алматы
-
Адильбек Джаксыбеков - первый заместитель председателя НДП «Нур-Отан»
-
Кайрат Келимбетов – председатель правления ФНБ «Самрук-Казына»
На этом фоне назначение Аслана Мусина председателем Счетного Комитета выглядит как существенное понижение и аппаратный проигрыш по сравнению с предшественниками. Несмотря на отношение к президентской вертикали, Счетный комитет – это небольшой контрольный орган, состоящий из 40 человек и не обладающий большими полномочиями и политическим весом. Почему же так случилось? Что стало причиной именно такого назначения?
Надо отметить, прежде всего, что в последние годы наблюдается падение статуса и работоспособности администрации президента. И тут есть место аксиоме известного экономиста Каната Берентаева «В Казахстане не будет работать ни одна программа, к которой имел отношение, пусть даже косвенное, Кайрат Келимбетов». К сожалению для АП, Кайрат Нематович успел там не только поруководить, но и произвести кардинальную реформу структуры после которой ее функциональность снизилась. Конечно, она не превратилась во что-то вроде институтов развития «Казыны», но сравнить ее с АП при Джаксыбекове или Абыкаеве нельзя. Поэтому Аслану Мусину достался достаточно проблемный политический институт. Он, конечно, пытался навести там порядок, но видимо это ему не удалось, и упор пошел на как можно более простые и жесткие методы.
В политике АП период руководства Мусина запомнился следующим:
-
Общим трендом на усиление роли государства в политической и общественной сфере.
-
Занятие партией «Нур Отан» подавляющего большинства мест в маслихатах и вытеснение региональной элиты на обочину политической жизни.
-
Проведение выборов президента, принятие закона о лидере нации.
-
Парламентские выборы с появлением многопартийного парламента.
-
Вытеснение независимых СМИ и блокировка сайтов.
-
Войнами силовиков, к примеру, КНБ против финансовой полиции.
-
Первым за многие годы проявлением несогласия региональных элит с решением центра (письмо атырауских депутатов).
-
Скандал с доктриной национального единства и рост на этом влияния национал-патриотов.
-
Усиление террористической активности (подробнее здесь).
-
Конфликт в Жанаозене, закончившийся массовыми беспорядками.
-
Усиление регулирования государством религиозной сферы.
-
Проблемы во внешней политике – особенно в регионе (подробнее здесь).
В целом, итог работы скорее отрицательный, чем положительный.
Как же обстоят дела у Карима Масимова?
Очевидно, что новый пост – это повышение и признание заслуг. До этого на пост руководителя АП приходил только один бывший премьер-министр – Имангали Тасмагамбетов. Но надо понимать, что во времена Тасмагамбетова правительство обладало большей экономической свободой – тогда не было неповоротливого монстра ФНБ «Самрук-Казына». А большинство действий в экономике приходилось проводить через него. Тем не менее Масимову удалось сделать кое-что в экономике. Также он проявил себя как сильный аппаратный игрок – влияние канцелярии премьер-министра возросло очень сильно, на что обратил внимание даже президент.
Основные события и тренды, чем запомнится период работы Масимов в правительстве:
-
Усиление роли государства в экономике за счет роста государственных компаний и вхождения в капитал иностранных проектов.
-
Борьба с кризисом, которая в целом закончилась успехом (подробнее здесь).
-
Несмотря на развитие программы казахстанского содержания, Казахстан крайне зависит от импорта.
-
Индустриально-инновационная программа демонстрирует слабые успехи.
-
Осуществлен переход на трехлетнее бюджетное и пятилетнее стратегическое планирование.
-
Создана основа для развития экспортоориентированного сельского хозяйства (подробнее здесь).
-
Несмотря на большое количество контролирующих органов, коррупция крайне велика, что резко снижает эффективность выполнения любой государственной программы.
-
Осуществлено вступление в Единое Экономическое Пространство и скоро страна войдет в ВТО. При всей неоднозначности данных интеграционных мероприятий эффект от них более положительный.
-
Правительство и государственные органы стали более открытыми. Развиты электронные услуги и ЦОН, что существенно облегчает жизнь.
-
Не удалось решить долгосрочные экономические проблемы – повышение занятости, замена устаревающей инфраструктуры, развитие обрабатывающей промышленности.
В целом, итог работы скорее положительный, чем отрицательный. Надо отметить, что приход в администрацию президента Карима Масимова не будет легким – дело в том, что если будут приняты поправки в законодательство о борьбе с терроризмом (подробнее здесь) председатель Комитета нацбезопасноси резко расширит свои полномочия и потеснит по влиянию премьер-министра, создавая конкуренцию руководителю АП.
В качестве иллюстрации использована колода карт с изображениями казахстанских политиков, выпущенная в 2011 году. Идея Галым Байтук, художник Валерий Крестников. Фото из архива Vласти.